#ВЗО

Как правильно подключиться к ЕГАИС для торговли алкоголем

Получение лицензии на алкоголь – это только первый шаг перед началом производства или продажи спиртных напитков. После этого вам нужно подключиться к ЕГАИС – информационной системе для контроля над алкогольным рынком. В эту систему должны заноситься сведения обо всем алкоголе, который вы производите, закупаете и продаете.

В этой статье мы расскажем вам о том, что такое ЕГАИС и как правильно к ней подключиться. Здесь вы узнаете, что требуется для подключения к информационной системе и как вести учет алкоголя по новым правилам.

Что такое ЕГАИС и для чего она нужна

ЕГАИС, или Единая государственная автоматизированная информационная система – это государственная информационная система для контроля над производством и оборотом алкогольной продукции. В эту систему должны заноситься любые действия с алкоголем, начиная от производства и заканчивая продажей. Она, как и весь алкогольный рынок в России, контролируется Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.

Цель ЕГАИС – усилить контроль над алкогольным рынком и вести полный учет алкогольной продукции, в том числе импортной, и всех операций с ней. Благодаря системе поставщик, продавец, покупатель и государство смогут отследить происхождение каждой бутылки алкоголя вплоть до места, где напиток был произведен и разлит. Она поможет бороться с контрафактной продукцией – если информации о проданной бутылке не будет в системе, то это вызовет подозрение у покупателя и регулирующего органа.

Также существует отдельная ЕГАИС для учета древесины и сделок с ней. Эта система контролируется Федеральным агентством лесного хозяйства, в ней заносятся все действия с лесом от момента вырубки до продажи. В этой статье пойдет речь только о системе для алкоголя.

Любому предприятию, которое занимается производством и продажей алкоголя, необходимо подключиться к ЕГАИС. Это одно из требований Федерального закона №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта». Изначально требование действовало только на производителей и импортеров алкоголя. В 2015 году в закон были внесены поправки – теперь к системе должны быть подключены все компании в алкогольной сфере, в том числе и те, которые занимаются розничной продажей.

Всем компаниям, которые подключены к системе, необходимо специализированное оборудование и программное обеспечение для учета продукции и передачи данных в ЕГАИС. Общий уровень контроля может быть строже в зависимости от типа бизнеса и крепости напитков.

Как подключиться к ЕГАИС

Для подключения к системе вам понадобятся квалифицированная электронная подпись и компьютер с постоянным подключением к интернету. Для розничной торговли также потребуется сканер штрих-кодов, поддерживающий считывание акцизных марок, и онлайн-касса, соответствующая ФЗ-54 и совместимая с ЕГАИС.

Если у вашей компании несколько подразделений, то для каждого нужен отдельный комплект оборудования, включая криптоключ с электронной подписью.

Вначале вам понадобится криптоключ JaCarta или Рутокен с записанной на ней квалифицированной электронной подписью. Приобрести его можно в ФГУП «ЦентрИнформ» или у одного из его партнеров. Для этого зарегистрируйтесь на сайте предприятия, оформите и оплатите заявку на выпуск криптоключа и запись электронной подписи, распечатайте и подготовьте документы на заказ. Ключ с записью КЭП на него стоит до 3 500 рублей в зависимости от производителя.

Из документов вам потребуются:

  • Заявление на выпуск ключа и запись КЭП на него
  • Заявление на присоединение к оферте
  • Согласие на обработку персональных данных
  • Для ООО – паспорт (оригинал и копия), СНИЛС и документ, подтверждающий полномочия владельца КЭП
  • Для филиала – те же документы плюс положение о создании и уведомление о постановке на налоговый учет
  • Для ИП – паспорт (оригинал и копия) и СНИЛС

Готовые документы предоставьте в отделение ЦентрИнформа, когда КЭП будет готова. Вы получите криптоключ с записанной на него подписью и коды ГОСТ и PKI для подключения к ЕГАИС. Подпись необходимо будет активировать – для этого вставьте криптоключ в компьютер и запустите программу активации.

КЭП действует ровно один год, после этого срока ее нужно обновлять. Можно записать новую подпись на старый ключ.

Затем нужно сгенерировать ключ RSA для безопасного соединения с ЕГАИС. Для этого зарегистрируйтесь на официальном сайте системы с помощью вашей КЭП. После регистрации войдите в кабинет, введите код ГОСТ и нажмите кнопку «Показать сертификаты» — появятся сертификаты с данными ваших торговых точек.

Перейдите на нужный сертификат и выберите в меню справа пункт «Получить ключ». Выберите точку продаж, для которой нужно оформлен криптоключ и нажмите кнопку «Сформировать ключ. Подтвердите операцию вашим PKI-кодом, после чего RSA будет записан на криптоключ.

После этого вам нужно установить на компьютер программу «Универсальный транспортный модуль» – она нужна для обмена информацией с системой. Программу можно бесплатно скачать с официального сайта ЕГАИС. Она доступна для операционных систем Windows и Linux (официально поддерживаются Debian 8 и Ubuntu 14.04). После установки запустите УТМ и настройте вашу программу товарного учета для работы с ним.

Можно также купить специальный мини-компьютер с заранее установленными программами для подключения к ЕГАИС и учета алкоголя – так называемый УТМ-хаб. В этом случае достаточно будет запустить программу с помощью своего криптоключа.

Наконец, нужно докупить и настроить дополнительное оборудование. Вам потребуется сканер штрих-кодов, который может распознавать 2D-коды формата PDF417. Настройте кассу для работы с ЕГАИС – для этого установите отдельную версию УТМ или подключитесь к компьютеру с программой по сети. Подтвердите подключение с помощью КЭП и двух кодов.

Как работает информационная система

После подключения к ЕГАИС производители, поставщики и продавцы алкоголя должны будут заносить в систему информацию обо всех спиртных напитках в своем обороте и сверяться с ней при необходимости. Компьютер с установленным на нем УТМ должен работать постоянно в рабочее время, чтобы можно было в любое время обменяться информацией с системой.

С 1 июля 2018 года в ЕГАИС введена система помарочного учета. Это значит, что теперь при производители, поставщики и продавцы алкоголя должны поштучно учитывать каждую марку алкоголя.

Каждая бутылка заносится в ЕГАИС в момент наклеивания специальной или акцизной марки. Марка содержит на себе 2D-код, в котором записана основная информация о продукте – состав, дата и место изготовления и отзыва, объем тары и другие. Производитель или импортер фиксирует эти данные в системе.

Для оптовой поставки алкоголя – например, в розничный магазин – формируются две накладные: бумажная и электронная. Электронная версия накладной передается в ЕГАИС. В процессе приемки необходимо сверить бумажную и электронную накладные. Если сведения в них совпадают, то магазин заносит информацию об алкоголе в поставке в ЕГАИС. Если сведения отличаются, то составляется акт расхождений и направляется в систему. Все операции проводятся с помощью программы товарного учета.

Во время продажи кассир считывает с бутылки 2D-код специальной или акцизной марки. Информация о проданной бутылке через подключенную к УТМ кассу поступает в транспортный модуль, работающий самостоятельно или через программу учета. Для ее передачи в ЕГАИС необходимо вставить в компьютер криптоключ с подписью.

Система предусматривает работу в условиях слабого или нестабильного интернет-соединения. В случае его отключения программа продолжит сохранять информацию об алкоголе, а когда оно будет восстановлено – передаст его в ЕГАИС. Однако, в таком режиме можно работать не дольше трех дней.

В чеке, который получит покупатель, будет напечатан специальный QR-код, по которому можно будет найти купленный алкоголь внутри ЕГАИС. Если позиций с напитками в чеке несколько, то для них всех будет сгенерирован один общий код.

Эти правила продажи действуют для любых магазинов и заведений, в том числе кафе, баров и ресторанов, которые продают спиртные напитки. Небольшой нюанс есть только для заведений общепита и торговых точек, продающих алкоголя на розлив. В этом случае в ЕГАИС фиксируется только факт вскрытия тары. Для этого можно оформлять чеки или отправлять в систему ежедневные акты списания алкогольной продукции.

Вопросы и ответы:


Нужно ли подключаться к ЕГАИС тем, кто торгует пивом?

Подключение к ЕГАИС необходимо всем, кто занимается производством или продажей алкоголя – в том числе пива и пивных напитков. Индивидуальные предприниматели, которые продают пиво, также обязаны подключиться к системе. Также, если вы продаете пиво, вам не нужно фиксировать в ЕГАИС каждую бутылку – достаточно только подтвердить факт приемки.

Какие наказания грозят тем, кто не подключен к автоматизированной системе?

Если компания продает алкоголь без подключения к ЕГАИС, то ей грозит штраф: до 15 000 рублей для должностного лица и до 200 000 рублей для организации. Продукция, которая производилась и продавалась без занесения в систему, будет конфискована. При длительных нарушениях ФСРАР может приостановить или аннулировать лицензию на алкоголь.

Какие системы учета и онлайн-кассы поддерживают работу с ЕГАИС?

С информационной системой совместимо большинство популярных систем товарного учета –1С (Предприятие и Розница), Мой Склад, Контур.Маркет и другие. Поддерживают работу с ЕГАИС все кассовые решения от известных производителей – например, Эвотор, Атол, МТС Касса или Модулькасса.

Когда лучше подключиться к системе – до получения лицензии или после?

Лучше всего подключиться к ЕГАИС заранее – наличие лицензии для этого не требуется. Кроме того, вы сможете дополнительно показать Росалкогольрегулированию, что вы готовы к производству или продаже спиртных напитков.

Какие организации имеют право не подключаться к ЕГАИС?

Закон делает исключение только для компаний, которые производят вина (в том числе игристые) из собственного винограда. Остальные организации обязаны подключиться к системе для отражения факта производства, приемки или продажи алкоголя.


Заключение

Подключиться к ЕГАИС немного проще, чем получить алкогольную лицензию. Для этого не нужно дополнительно регистрироваться в государственных органах и уплачивать пошлины. Но при этом нужно будет потратить время на настройку нужного оборудования и программ, а также обучение работников.

Государство постоянно усложняет информационную систему и вводит в нее новые правила и элементы для более жесткого контроля над рынком. С одной стороны, создаются препятствия для недобросовестных участников, а с другой, эти же проблемы мешают и честным бизнесменам. О наиболее значимых изменениях вы сможете узнать в этой статье в будущем. 

Виктор Шемякин
Виктор Шемякин

Молодой предприниматель, успел открыть несколько проектов разной степени успешности. Своим опытом и мнениями он делится с нашим сайтом. Он расскажет о том, что должен знать и делать начинающий бизнесмен, чтобы облегчить ведение своего дела и избежать возможных проблем.

Оставить комментарий
Имя
Комментарий:


В нашем новом приложении для Андроида мы собрали лучшие микрозаймы, потребительские кредиты и кредитные карты (бесплатно, всего 6 Мб):

Давайте дружить? Советы по заработку и экономии денег. Обзоры новых банковских продуктов и технологий. Актуальные новости. Акции и конкурсы:

У вас есть вопрос по выбору микрозайма или другого финансового продукта? Наши консультанты окажут вам любую помощь по бесплатному телефону:

8 (800) 707-33-97

Только для совершеннолетних
Сканируй QR-код и получи подарок
Только лицензированные компании
К5М

Данная шкала показывает примерную вероятность одобрения вашей заявки в банке или МФК/МКК. Рассчитывается с помощью нескольких внутренних параметров в диапазоне от 0 до 100%. Работает в стадии бета-тестирования.

К5М

С помощью кредитного рейтинга вы можете моментально узнать свое “финансовое здоровье”, которое представлено в виде числового показателя в районе 300-850 баллов. Главное преимущество - вы получите информацию, заполнив лишь небольшую форму, в режиме он-лайн совершенно бесплатно. Без платы за подписку и навязчивой рекламы.


Проверить бесплатно
К5М

К5М® — рейтинг, с помощью которого мы оцениваем финансовые продукты (например, микрозаймы, кредиты или кредитные карты). Для объективной оценки используется сложная формула, которая учитывает большое число параметров (в сентябре 2015 года их было всего 5 штук, а через два года — уже более 150). В процессе оценки задействованы не только основные параметры продукта (такие как сумма или процентная ставка кредита), но и оценки клиентов.

Подробнее