Я сам обманываться рад: люди передают секретные данные карты в руки мошенников
Более четверти россиян готовы, не задумываясь, делиться данными своей банковской карты. К таким выводам пришли эксперты аналитического центра НАФИ после проведенного опроса. 27% всех респондентов могут сообщить срок действия и CVV-код посторонним, рискуя стать жертвой мошенников.
Опрос проводился в июле 2020 года. В нем принимали участие 1,6 тысяч жителей России в возрасте от 18 лет. Территориально исследование охватило 136 населенных пунктов в 50 регионах РФ. В число респондентов вошли мужчины и женщины разных возрастных категорий, с разным уровнем образования из населенных пунктов разного типа.
Число людей, подвергшихся атакам мошенников
Статистика показывает, что выманивание такой информации является самым частым способом мошенничества. С попытками обмана столкнулась почти треть опрошенных (31%):
- Узнать данные о карте при помощи социальной инженерии (соцсети, мессенджеры, электронная почта, телефонные звонки) пытались у 14% участников опроса
- Перевести деньги для помощи знакомым или оформления выигрыша просили у 8% опрошенных
- Получили СМС о якобы проведенных операциях по карте, которые они не совершали - 6% респондентов
- Мошенники получили информацию неизвестным способом по картам - указали 2% граждан
В итоге пострадали от мошеннических действий 4% участников исследования, остальные, несмотря на попытку мошенников завладеть их персональными данными, не потеряли денег.
Степень доверчивости
Опрос показал, что причиной недостаточно ответственного отношения к данным карты, как правило, является неосведомленность людей о правилах кибербезопасности и доверчивость.
Например, лишь 10% респондентов знает, что сотруднику банка можно сообщать только имя и фамилию держателя и номер карты. На практике 27% участников исследования готовы, помимо этого, предоставить по запросу банковского работника CVV2/CVC2 код (код безопасности), и код из сообщения, которые не подлежат раскрытию третьим лицам. При этом 63% ответило, что не собираются отвечать по телефону на какие бы то ни было вопросы относительно карты.
Как выяснилось, лучше всех осведомлена по вопросам безопасности молодежь. Среди респондентов в возрасте от 18 до 24 лет 16% знает, что какие данные по карте можно, а какие нельзя сообщать. Однако та же возрастная группа проявила большую готовность раскрыть конфиденциальную информацию (34% против 27% по всем опрошенным).
Самыми осторожными оказались люди старше 60 лет, 72% из них заявили. что не будут передавать никакие данных по телефону.
Причины ситуации
Директор по исследованиям НАФИ А. Комиссаров считает, что причина проблемы в недостаточном освещении вопроса самими банками, выпускающими карты. При выдаче кредитные организации редко сопровождают их памятками.
Однако банки уверяют, что регулярно информируют своих клиентов о том, как обеспечить безопасность использования своих продуктов, а также принимают надлежащие меры для их защиты.
На фоне пандемии увеличилось и число звонков с использованием социальной инженерии (по сценариям с учетом человеческой психологии). Среди причин для получения приватной информации мошенниками назывались:
- Выплата пособий
- Начисление материальной помощи
- Проведение теста на коронавирус
- Штраф за нарушение карантинного режима
- Компенсация стоимости авиабилета
Оценка банков
Представители банков дали разную оценку результатам опроса. Например, в банке Хоум Кредит отметили, что один и тот же человек может один раз почувствовать подвох, а другой – попасться на удочку мошенников. Поэтому оценить реальное число картодержателей, находящихся в группе риска, невозможно.
В МТС Банке полагают, что реальное число пострадавших от мошенников людей выше, поскольку опрос не дает возможности составить полную картину. В Росбанке думают, что потенциально жертвами мошеннических схем может стать не менее половины держателей карт.
В Промсвязьбанке считают, что очень многое зависит от возрастного состава клиентской базы (наиболее уязвимы подростки и пожилые люди), а также от уровня просветительской работы в каждом конкретном банке. Однако отметили общий рост мошеннической активности: в Промсвязьбанке число клиентов, столкнувшихся с телефонным мошенничеством, возросло на 40%.