Пандемия дала толчок в развитии цифровизации банковской отрасли

В рейтинге оценки темпов адаптации к новым идеям и способностей к инновациям Россия находится на 32 месте из 141 возможного. По данным аналитического агентства Standard & Poor’s, COVID-19 положительно повлиял на развитие цифровизации банков. При этом с окончанием пандемии эта тенденция не завершится.

Российская банковская сфера усиленно внедряет современные технологии на протяжение уже 20 лет, что объясняется быстрым входом интернета и мобильных устройств в повседневную жизнь, а также повышением уровня технической грамотности населения. По статистическим данным, приведенным в исследовании MasterCard, во время пандемии коронавируса платежные предпочтения клиентов выглядели следующим образом:

  • Безналичные платежи вместо наличных - 43%
  • Полный отказ от наличных в пользу банковских карт и других платежных инструментов - 22%
  • Увеличение использования бесконтактных карт - 50%
  • Первое применение бесконтактных платежей - 16%

Крупные кредитные организации используют различные цифровые средства - искусственный интеллект, который ускоряет процесс обработки данных и делает это более качественно. А также чат-боты, которые значительно экономят расходы на содержание контактного центра и более удобны для пользователей.

Аналитики S&P отмечают, что затраты банков на дальнейшее внедрение цифровых систем будут увеличиваться. В следующие три года они составят примерно 15-17% от операционных расходов организации. Сейчас это показатель равен примерно 8-10%. Только благодаря этому получится сохранить уже достигнутые результаты и говорить о дальнейших перспективах роста.

С развитием цифровизации увеличиваются риски - необходимо больше тратить на безопасность и защиту данных, а также повышать уровень грамотности клиентов. Кроме того, возрастает опасность технических ошибок и сбоев, поэтому банкам требуется обеспечить инвестиции в собственную инфраструктуру. 

Адаптация клиентской аудитории к новым технологиям происходит постепенно. По мнению экспертов S&P, с развитием цифровых систем в банковской сфере клиенты перестанут отдавать предпочтение единственному банку, так как им станут доступны множество удобных сервисов. 

Но при этом поток посетителей в офисы для получения оффлайн-обслуживания не будет снижен до критической отметки. Это объясняется тем, что многие сложные услуги - например, управление активами или оформление ипотеки - требуют личного диалога между клиентом и специалистом кредитной организации. Также многие потребители не доверяют уровню безопасности цифровых сервисов и все еще предпочитают обслуживаться в отделении банка.

Если говорить о конкуренции, то цифровое развитие не скажется значительно на крупных игроках рынка, чего нельзя сказать об остальных представителях сферы. Ведущие кредитные организации инвестируют большие средства в цифровизацию и являются более привлекательными для клиентов. Поэтому серьезной опасности от конкурентов они не ждут. Этому также способствует слабое развитие рынка венчурного капитала и требований регулятора. В то же время прогнозируется усиление конкурентной борьбы в долгосрочной перспективе, что несомненно скажется на небольших банках. 

Многие российские банки отмечают рост спроса на дистанционное обслуживание во время карантина. Почта Банк выявил в марте переход 400-500 тысяч клиентов на цифровые услуги. Альфа-Банк говорит, что по сравнению с февралем в марте количество выданных онлайн кредитов составило 80% вместо 60%. Но о полном переходе на цифровизацию банковского обслуживания речи не идет. В апреле дистанционными каналами пользовались 56% клиентов, причин для увеличения этого показателя нет. 

Подобная аналитика важна для банков, так как помогает оперативно оценить ситуацию и удержать клиентов. 

Оставить комментарий