Минфин не одобрил проект по маркировке алкоголя RFID-метками

Минпромторг решил маркировать алкоголь радиочастотными метками, Минфин считает, что это бесполезно, с точки зрения сокращения фальсификата.

Инициатива Минпромторга о проведении в 2021 году пилотного проекта по маркировке алкогольной продукции специальными RFID-метками подверглась критике со стороны Министерства финансов. Ее основной целью является исключение подделки акцизных марок и соответственно увеличение бюджетных доходов. В Минфине заявили, что данная мера является бесполезной с точки зрения контроля государства за оборотом алкоголя.

Она повлечет за собой увеличение расходов предпринимателей, а соответственно повышение цен на алкогольную продукцию. В среднем прогнозируется увеличение стоимости на 10-15%.

Проект постановления правительства уже разработан и вынесен на обсуждение двух ведомствам. Согласно ему планируется запустить использование новых федеральных специальных и акцизных марок с радиочастотными метками в течение первого полугодия 2021 года. Какой именно алкоголь будет участвовать в пилотном запуске, еще не решено. Вряд ли это будут слабоалкогольные продукты, типа пива и сидра, так как они сейчас не подлежат обязательной маркировке.

Как поясняет Минпромторг, данная мера защиты акцизных марок позволит снизить объем их фальсификации. Чтобы подделать RFID-метки, потребуются не только специальные знания, но и дорогостоящее оборудование. Применяемые сейчас федеральные специальные для продукции отечественного производства и акцизные марки для иностранного алкоголя стоят дешевле.

Министерство финансов обеспокоено, что данная инициатива обеспечит дополнительные траты для бизнеса, а не усовершенствует госнадзор. Ведомство считает, что принимаемые в данный момент меры являются достаточными для обеспечения надлежащего контроля за оборотом алкогольной продукции. При этом в Минфине самого проекта для рассмотрения еще не получали.

Минпромторг подтвердил, что занимается запуском тестирования новой маркировки и разработкой комплексной концепции в этой сфере. Вопрос о введении усовершенствованных надзорных мер на алкогольном рынке обсуждался в правительстве в 2015 году. Предложение стабилизировать оборот алкоголя при помощи RFID-меток было внесено занимавшим пост вице-премьера Александром Хлопониным. Это должно было способствовать сбору акцизов с предприятий, которые занимаются производством спиртного. 

На тот момент доля теневого рынка была равна 30%, сократить этот показатель не помогла даже работающая система ЕГАИС для государственного учета алкогольной продукции. В 2017 году после обсуждения доклада Министерства связи о последствиях применения радиочастотных меток Министерство финансов не высказывало возражений. Одним из преимуществ нового метода тогда было названо возможность моментально обрабатывать сразу  большую партию алкоголя, например, несколько ящиков.

При применении штрихкода требуется последовательно сканировать его на каждой бутылке, при этом продукция должна быть расставлена в пределах видимости оборудования. Кроме того RFID-метки имеют срок годности более 10 лет и устойчивы к различным внешним воздействиям.

По оценке главы Союза производителей алкогольной продукции Игоря Косарева предпринимателям придется потратить на приобретение новых меток и оборудования для их нанесения порядка 10,5 миллиарда рублей. Это в свою очередь приведет к удорожанию спиртосодержащей продукции на 10 – 15%. Рост цен на алкоголь всегда приводит к всплеску производства поддельный и соответственно более дешевой продукции, Так как большинство покупателей будут заинтересованы в  доступном товаре.

С 2006 года на территории Российской Федерации функционирует государственная система учета алкогольной продукции ЕГАИС. Для ее разработки и внедрения было потрачено большое количество денежных средств, как со стороны государства, так и от участников рынка. Данная программа учитывает каждую бутылку спиртного, начиная с момента поступление сырья для ее производства и заканчивая продажей конечному покупателю. Это позволяет полностью исключить официальную продажу фальсификата.

Поддельный алкоголь в большинстве случаев вообще не имеет маркировки и акциза и реализуются по альтернативным каналам сбыта. Таким образом применение новых радиочастотных меток никак не отразится на контроле государства за незаконным оборотом алкогольной продукции.

Глава Центра исследований алкогольных рынков Вадим Дробиз также не видит в настоящее время оснований для введения дополнительной маркировки. Существующие акцизные марки имеют достаточно высокую степень защиты, аналогичную той, которая применяется на денежных купюрах. Это позволяет обезопасить их от подделок. Розничные точки продаж, которые работают на легальных условиях, не имеют возможности продавать фальсификат. А там где, продается поддельный алкоголь, никакие маркировки или акцизы не применяются.

То есть, нововведение приведет только к увеличению стоимости алкогольной продукции. Стоимость одной метки без учета цены на покупку и обслуживание оборудования составляет 10 рублей.

Оставить комментарий