Разработана концепция развития технологий роботизации и искусственного интеллекта

Министерство экономики представило на обсуждение правительства концепцию внедрения технологий роботизации в различные бизнес-процессы. Ослабить нормативы для исследователей и разработчиков и при этом обеспечить безопасность для людей - глобальные задачи нового времени. 

Речь идет, прежде всего, о препятствиях на пути развития этой отрасли. В документе говорится о правовых проблемах, которые не позволяют широко применять данные технологии. Важно решить вопросы  безопасности информации и ответственности за причинение вреда машинами. С технической точки зрения трудности возникают при изучении системами ИИ больших массивов данных.

Данный документ, регулирующий развитие отрасли роботизации, был разработан Министерством экономики совместно со специалистами Сбербанка и центра Сколково. Проект уже согласован на различных уровнях и находится на стадии утверждения правительством РФ. В течение 3 месяцев ожидаются инициативы от Роскосмоса и федеральных органов власти по методам реализация федеральных проектов о нормах урегулирования цифровой среды и экономики.

Применение роботов и искусственного интеллекта имеет особую специфику, и при этом в России пока отсутствуют законодательные нормы для управления данной сферой. Эта концепция указывает направления, в которых должны производиться законодательные изменения. Идея основана на следующих основных принципах:

  • Стимулировать, а не регулировать. Это означает, что ограничения будут применяться только при возникновении рисков, связанных с внедрением инноваций
  • Ориентация на человека. Подразумевается, что искусственный интеллект и роботы не должны причинять вреда

Самым основным инструментом является экспериментальный правовой режим. Из ключевых проблем, которые могут возникнуть в процессе внедрения машинного труда, можно выделить сложности с защитой данных. Необходимо адаптировать методы защиты персональной информации, в том числе и использование данных государственными и медицинскими организациями. Потребуется снять ограничения на оборот и применение таких данных, а также обеспечить к ним защищенный доступ для специалистов по разработке систем и роботов.

Другая проблема основана на том, как правильно разграничить ответственность за нанесение вреда при применении цифровых систем. Это сложно сделать, так как понадобится раскрыть конфиденциальные алгоритмы из-за использования поверхностных оценок. Одним из вариантов решения вопроса является применение страховых инструментов, то есть покрытие возможного вреда при помощи страхования. Ещё можно использовать метод самоидентификации искусственного интеллекта при взаимодействии с человеком. 

Также необходимо упростить экспорт машинных технологий, что подразумевает устранение разногласий, которые возникают при необходимости отдельно разрабатывать системы для российского и зарубежного использования. А также потребуется увеличить перечень изъятий из списка товаров и технологий, имеющих двойное предназначение. Ещё необходимо адаптировать существующие технические стандарты, а также изменить правовые методы защиты интеллектуальной собственности. На данный момент результаты работы искусственного интеллекта без участия человека не защищаются законом.

В документе также содержится описание трудностей, связанных с интеграцией роботов в различных экономических отраслях. Например, в медицине не составлен список случаев, в которых решение может приниматься исключительно или частично искусственным интеллектом. Чтобы зарегистрировать такие правовые нормы, потребуется много времени.

В государственном секторе данные технологии не находят применения из-за то того, что система ИИ не может самостоятельно принимать решения. Для распространения роботов в транспортной сфере сначала нужно урегулировать использование беспилотников, в финансовой отрасли – проверить различные режимы экспериментальным путем. В промышленности необходимо создать испытательные полигоны общего пользования и обеспечить безопасный оборот промышленных сведений. Также чтобы изменить регулирующие нормы потребуется разработать систему Умный город и развивать частную космонавтику.

Очень важно соблюдать баланс, необходима защита гражданских прав, но одновременно и доступ разработчиков к данным для формирования необходимых массивов. Выход из этой ситуации пока не найден во всём мире. Несмотря на то, что российские разработки а в транспортной сфере обладают высокой конкурентоспособностью на мировом рынке, их распространению мешают консервативные правовые нормы. Создание юридических условий для безопасной проверки всех видов беспилотников является первоочередной задачей. Также необходимо расширять территориальные горизонты и использовать возможности по всей России, а не ограничиваться Москвой.

Если ослабить нормативы, это поможет заниматься исследованиями в области искусственного интеллекта не только крупным интернет-корпорациям, но и начинающим компаниям среднего уровня. Это объясняется тем, что для обучения искусственного интеллекта необходимо погружение в реальную среду. Отсутствие в стране национальной политики по работе с информацией приводит к отставанию развития систем искусственного интеллекта. Эта программа требует большого объема данных. При этом, например, ее нельзя использовать для диагностики серьезных заболеваний, так как эта деятельность ограничена врачебной тайной.

Оставить комментарий