Спрос на кредиты в магазинах почти восстановился до прежнего уровня

Ежедневный объем заявок на POS-кредиты в июне достигал 150 000, но далеко не все из них были одобрены. По данным Национального бюро кредитных историй, такое количество обращений составляет 97% от показателей марта 2020 года. Доля отказов увеличилась из-за того, что банки стали более требовательными к заемщикам. Во время кризиса сознательный гражданин будет стремиться сократить долги, а не увеличивать их. 

Наибольший рост был зафиксирован в сегменте недорогих покупок - до 30 000 рублей и от 30 000 до 100 000 рублей. Это связано с тем, что падение доходов заставляет население откладывать более серьезные траты на будущее. Но в любом случае эти цифры сигнализируют о начале восстановления экономики и потребительского спроса.

Сектор потребительских кредитов в торговых точках наиболее показательно отреагировал на отмену ограничений, связанных с коронавирусом. Россияне вновь начали посещать магазины и приобретать необходимые товары. Подробная статистика выглядит следующим образом:

  • Количество заявок в марте 154,3 тысячи в день
  • В апреле спрос упал до 101,5 тысячи
  • В мае количество запросов на кредиты стало расти, достигнув в июне показателя в 149,4 заявки ежедневно
  • На товары, стоимостью до 30 000 рублей, было подано 85,5 тысяч заявлений против 87,4 в марте
  • Покупки от 30 000 до 100 000 рублей интересовали заемщиков в июне 57 000 раз в день по сравнению с мартовскими показателями в 58,3 тысячи запросов
  • Приобрести дорогостоящие товары намеревались всего 6,9 тысяч раз за день в июне (в марте эта цифра составляла 8,6 тысяч)

Представители крупных игроков в этом сегменте кредитования, таких как Почта Банк и Хоум Кредит, объясняют повышение интереса у покупателей накопившимся отложенным спросом и снижением доходов. Имеются неудовлетворенные потребности, на которые не хватает финансов, это заставляет клиентов оформлять покупки в кредит. 

По мнению специалистов рейтингового агентства Эксперт РА, такие результаты рынок товарных кредитов демонстрирует по причине массового обращения к нему необеспеченных слоев населения. Это те люди, которые не имеют кредитных карт и не могут себе позволить классическое потребительское кредитование. Испытывая нехватку средств, они обращаются за POS-кредитами. Банки, в свою очередь, стремятся выполнить план продаж, поэтому предоставляют небольшие суммы почти без ограничений. В результате выигрывают обе стороны. Средняя сумма таких кредитов составляет 30-40 тысяч рублей, большая часть из которых оформляется в виде беспроцентной рассрочки. Этим и объясняется такое быстрое восстановление данной сферы.

Клиенты предпочитают совершать покупки в кредит в магазинах бытовой техники и электроники. Также повышенный интерес вызывают такие сегменты, как одежда и обувь, туризм, смартфоны и аксессуары к ним. Немаловажную роль в этом играют различные акции и скидки от ритейлеров, которые направлены на привлечение покупателей. 

Согласно анализу банковских рейтингов от Национального рейтингового агентства, режим самоизоляции и сокращение заработка изменили структуру потребительского спроса. Люди тратят деньги на необходимые недорогие вещи, откладывая более серьезные покупки на неопределенный срок. Поэтому динамический рост был замечен только в нижнем секторе POS-кредитования, в верхнем же сохранилось устойчивое падение. 

Отдельно нужно отметить, что процент одобрения кредитных заявок сократился, по сравнению с мартом текущего года, на 5-6 пунктов. Кредиты на сумму до 30 000 рублей в начале весны одобрили в 27% случаев, в июне эта цифра снизилась до 21%. По более дорогим товарам пропорция равна 19% и 12% соответственно. Кредитные организации стали более избирательно относиться к заемщикам в стремлении не накапливать имеющуюся проблемную задолженность, которая стала увеличиваться из-за потери доходов населения.

Банки предпочитают работать с платежеспособными клиентами с высоким кредитным рейтингом от 600 баллов. Им предлагаются более выгодные условия, например, отсрочка платежа по процентам. Впрочем, товарные кредиты - это продукт с самыми низкими рисками. Деньги выдаются на короткий срок в небольшом объеме для целевого использования по сравнительно высокой ставке. Поэтому такой вид кредитования в наименьшей степени подвержен влиянию экономического кризиса.

Оставить комментарий