#ВсеЗаймыОнлайн
Мы сравниваем, вы экономите!
Выберите займ
Прочитайте отзывы
Оформите заявку на официальном сайте
Получите деньги

Деньги из России выводят «сверху»?

Недавно появилась публикация федерального СМИ о том, что вывод денег из России осуществляется не без участия работников государственных органов. В статье имели в виду Федеральную службу судебных приставов и суды арбитражный (третейский) .

В полномочия судебных приставов не входит выявлять признаки преступления и сообщать о факте их свершения в правоохранительные органы. Центробанк заявил позицию, что суд должен выявлять признаки легализации, но в судебной практике это не может быть применено. Основание, что у истца и ответчика нет движения по счетам, противоречит законодательству РФ и здравому смыслу.

При поступлении в суд искового заявления от иностранной компании, где ответчик — российская компания, не выполняет обязательства по конкретным договорам и обязательствам, в суде обязаны рассмотреть иск, но принять решение должны соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Что касается судебных приставов, то они уполномочены реализовывать исполнительный лист, основанием для которого — судебное решение. Поводом обвинения приставов в участии в криминальной схеме, может служить только факт доказательства умысла. Умысел — это состав уголовного преступления.

Большинство судебных практик показали, что обвинение сотрудников ФССП в недобросовестных исполнениях своей работы или корыстности их целей процесс сложный и малодоказуемый.

# Как доказать легализацию «отмывания» денежных средств?

В Уголовном кодексе РФ есть статья 174. Она звучит следующим образом: «Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем в целях придания правомерного вида владению, пользованию, распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом».

Существует два признака осуществления этого преступления:

  • Необходимо совершить финансовые операции или сделки
  • Средства, с которыми совершаются эти операции, должны быть заведомо приобретены преступным путем

Денежная операция, осуществлявшаяся через банк, подтверждает описание состава преступления и указывает на банковскую сферу. А контроль денежных операций в нашей стране проходит через банковские счета, которые контролирует ЦБ. Теперь нужно доказать заведомость и преступность приобретенных средств. Этим процессом занимаются правоохранительные органы. Теперь вернемся к Уголовному праву. Именно здесь существует целые комплексы мер по доказыванию и выявлению преступников и участников схемы.
Для проверки оперативно- розыскных действий выполняются работы по выявлению и фиксации признаков преступления фигурантами в рамках досудебной проверки, а далее идет подготовка материалов уголовного дела.

На сегодняшний день процедура привлечения к уголовной ответственности выглядит следующим образом:

  • завершается следствие
  • материалы дела направляются в суд с обвинением отношении конкретных лиц
  • проводится судебное разбирательство
  • завершается следствие
  • следственные материалы направляются в суд с обвинением
  • далее проходит судебное разбирательство
  • выносится приговор

Для выявления преступления, правоохранительным органам необходимо получить откуда-либо информацию. Эта информация может быть получена либо от участников процесса, либо от органов или организации, опосредованно связанной с выводом денег за пределы РФ. Правовыми полномочиями выявления признаков совершения легализации наделен Банк России. Он дает инструкции российским банкам как действовать, если выявлены признаки совершения легализации и «отмывания».

Банки, в соответствии с инструкцией Центробанка, ежедневно отслеживают расчетно-кассовые операции своих клиентов для выявления признаков нарушения. Если подобные моменты нарушений инструкций ЦБ были выявлены, банк сообщает о выявленных признаках непосредственно в ЦБ, а он уже направляет информацию в МВД. Далее принимаются решения о пресечении преступлений и привлечении правонарушителей к уголовной ответственности.

Тремя годами ранее Центробанком разрабатывались подробные инструкции легализации по внутрироссийским сделкам, но по сделкам с нерезидентами таких инструкций не было. Вот как раз три года назад и была выявлена «молдавская схема».

# Что такое «молдавская схема»?

Суд обязан рассмотреть поступивший иск от участника гражданско-правовой сделки. при том важно что одна сторона иностранная компания, а другая — российская. Но как таковой, если брать третейский суд в Молдавии откуда пошло название«молдавская схема», не существует.

Суд обязан рассмотреть сделки по законодательству либо по международному, либо той страны, где возник процесс. Разницы нет: рассматривается судом иск и принимается решение в соответствии с законом. «Молдавской схемой» процесс назвали из-за места нахождения суда.

В соответствии с Европейской конвенцией о внешнеторговом арбитраже, к которой РФ присоединилась в 1962 году, а также Нью-Йоркской конвенцией, при ведении в исполнение арбитражных иностранных решений нерезиденты могут обращаться в любой третейский суд в государствах, присоединившихся к данным конвенциям. Поэтому никакой схемы не существует.

Данные проблемы и решения суда были использованы злоумышленниками как легализация денежных средств. Судом не могут быть выявлены признаки легализации за фактом отсутствия причин, а тем более они лишены таких полномочий.

В 1990-х годах и в 2000-х годах уже возникали подобные истории. В тот момент еще производились рейдерские захваты с помощью решения суда. Сделка была примерно такая: одна компания заключала фиктивную сделку в отношении конкретного партнера. Далее сделку легализовали через любой районный суд. Получали судебное решение и исполнительный лист. При получении исполнительного листа стороны встречались на объекте (три стороны: собственник, судебные приставы и «требователи».

По такому принципу, совместно с ФССП, старались выгнать собственников, а имущество описать. Пока шло оспаривание сделок и доказательство прав собственности, предприятие приходило в упадок и собственники оставались с «рожками да ножками». Суды и приставы отчасти были не причем, так как по законодательству нужно было установить их причастность и умысел совершения преступления.

В течении трех лет международной деятельности, которую контролирует ЦБ, особых изменений по нерезидентам не было. ЦБ РФ, чтобы каким-то образом урегулировать спор о причастности к криминальной схеме судебных приставов, заверил о разработке специальных инструкции в ближайшее время.
Если рассматривать дело со стороны опытного судьи, то три года внедрения инструкций уже должны были приводить к каким-либо судебным практикам.А решения могли граничить с привлечению к уголовной ответственности по наказанию в «легализации» и «отмывании денежных средств».

# О третейском суде в «схеме»

Так как сами третейские суды не могут опубликовывать картотеку. Информацию об участниках дела и выданных решениях уточнить практически невозможно. Такая практика обосновывается законодательством, по которому третейское разбирательство проводится в закрытом режиме.

При разработке нынешнего ФЗ «Об арбитраже» (третейском разбирательстве) РФ № 382 предлагались поправки о том, чтобы сделать третейские разбирательства открытыми. На данный момент осуществляется ведение подобной картотеки для открытых судебных разбирательств — БИТР (бюро информации о третейских разбирательствах).

Она размещается на сайте Союза третейских судов. На этом ресурсе публикуются сведения о вынесенных третейскими судами решениях. Есть лишь один решающий момент, что информацию публикуют при письменном согласии участников третейского разбирательства на открытом процессе.
Возможно было избежать оправданий суда еще в 2015 году. Тогда Госдумой предлагалась поправка об установлении открытого режима третейских разбирательств. Это могло поспособствовать прекращению деятельности легализаторов.

Реформа третейский судов, которая началась 1 ноября 2016 года, вызвала всплеск интереса к схеме вывода денежных из России. На сегодняшний день ни одним из третейских судов не обладает новой лицензией для деятельности, не смотря на то, что самыми крупными игроками были поданы документы еще в конце прошлого года.

В рекомендациях ЦБ с просьбой о борьбе с новой схемой «отмывания денежных средств» явно прослеживается негатив в отношении третейских судов, но напрямую арбитраж не виноват. Эксперты считают, что могла произойти ошибка, а возможно и подмена понятий. Есть мнение, что преследуется цель очернить реформу третейских судов.

Сложившаяся ситуация не должна беспокоить банки. До поступления инструкций ЦБ, банки не должны выявлять направление денежных средств и информации (только по своему собственному усмотрению).
У всех банков, на текущий период, есть инструкция по внутренним сделкам. Кредитным организация обязательно осуществлять проверку движения по счетам по определенным признакам и запрашивать первичную документацию, если выявлены признаки сомнительности сделки. В случае непредоставления необходимых данных они вправе блокировать счета клиентов и передавать данные в ЦБ для дальнейшей передачи правоохранительным органам.

Что касается сделок с нерезидентами, то банковская система ожидает регламентирующие документы от ЦБ.


Подписка

Акции и спецпредложения банков и МФК
Подписка на изменение кредитного рейтинга
Полезные статьи, инфографика и видео

Спасибо за подписку

Ваши даные успешно отправлены.

В нашем новом приложении для Андроида мы собрали лучшие микрозаймы, потребительские кредиты и кредитные карты (бесплатно, всего 6 Мб):

Давайте дружить? Советы по заработку и экономии денег. Обзоры новых банковских продуктов и технологий. Актуальные новости. Акции и конкурсы:

У вас есть вопрос по выбору микрозайма или другого финансового продукта? Наши консультанты окажут вам любую помощь по бесплатному телефону:

8 (800) 707-33-97

Только для совершеннолетних
Сканируй QR-код и получи подарок
Только лицензированные компани
К5М

Данная шкала показывает примерную вероятность одобрения вашей заявки в банке или МФО/МФК. Рассчитывается с помощью нескольких внутренних параметров в диапазоне от 0 до 100%. Работает в стадии бета-тестирования.

К5М

С помощью кредитного рейтинга вы можете моментально узнать свое “финансовое здоровье”, которое представлено в виде числового показателя в районе 300-850 баллов. Главное преимущество - вы получите информацию, заполнив лишь небольшую форму, в режиме он-лайн совершенно бесплатно. Без платы за подписку и навязчивой рекламы.

К5М

К5М® — рейтинг, с помощью которого мы оцениваем финансовые продукты (например, микрозаймы, кредиты или кредитные карты). Для объективной оценки используется сложная формула, которая учитывает большое число параметров (в сентябре 2015 года их было всего 5 штук, а через два года — уже более 150). В процессе оценки задействованы не только основные параметры продукта (такие как сумма или процентная ставка кредита), но и оценки клиентов.

Более подробная информация о нашем рейтинге по ссылке