#ВЗО

Должники не хотят платить из-за «антиколлекторского» закона

Микрофинансовые организации подвели первые итоги в условиях закона о коллекторской деятельности. С начала года компании столкнулись с отказами должников от общения со взыскателями, что привело к снижению эффективности взыскания. Прогнозируется, что в дальнейшем подобные проблемы с должниками компании будут решать в судах.

С момента вступления закона в силу компании начали сталкиваться с рядом проблем. Часть организаций микрокредитования фиксировали снижение показателей по взысканию задолженностей. В одной из ведущих МФО эффективность по взысканию долгов снизилась на 5 %, в другой — снижение не наблюдается. Однако у второй, по долгам с просрочкой более чем на 90 дней, процент взыскания снизился на 30–50%.

На многие МФО сильного влияния закон не оказал, но организации допускают снижение в течении следующего квартала на 20%. Что касается коллекторов, то они уже наблюдают ухудшение эффективности взыскания по долгам граждан. Основной причиной подобных ухудшений служит ограничение возможностей воздействия коллектора на должника.

ФЗ «О защите прав и законных интересов физлиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности…» приняли летом 2016 года. Причина создания законопроекта стало активное обсуждение нарушающих действий взыскателей ( коллекторов), к политиками, общественностью и СМИ.

Основной причиной ухудшения показателей взыскания послужило плохое взаимодействие коллекторов и должников. По новому законодательству ни коллекторы, ни службы взыскания микрокредитных организаций не должны часто напоминать должникам об их долгах. После принятия новым мер о взыскании многие должники расслабились и перестали обслуживать свои долги.

Принятый закон значительно ограничил возможности по воздействию на должников. В документе сказано, что коллекторы не имеют права встречаться с должниками лично более раза в неделю, разговаривать по телефону более одного раза в день ( два раза в неделю и восемь раз в месяц). Должники вправе отказываться от прямого контакта со взыскателями.

Должник вправе подать заявление на отказ на взаимодействие со взыскателем, но это право можно реализовать только через четыре месяца после возникновения просрочки. Должники же начали отказываться от взаимодействий с требователями уже после двух месяцев действия закона. Количество должников по отказам общения на данный момент незначительное, но прогноз для взыскателей неблагоприятный.

Должники аргументируют свой отказ от общения с взыскателем именно новым законодательством, где прописан пункт отказа от взаимодействия с кредиторами. за счет чего отказы должников платить по своим просрочкам увеличился на 50%.

Основными аргументами выступают: большое количество звонков, незаконные работы взыскателей, намеренность платить только через суд. Такими действиями клиенты могут оттягивать дату, а специалисты по взысканию тратят больше времени при консультировании и объяснении нюансов законодательства. Но должники продолжают увеличивать суммы задолженностей.

Участниками МФО прогнозируется ухудшение ситуации. Так как существенно ограничились возможности взаимодействия и взыскания, большинство заемщиков просто перестали осуществлять выплаты по займам. Такая тенденция может плохо сказаться на на доступности микрокредитов для населения: организации ужесточат оценку заемщика и снизят объем выдаваемых займов.

Помимо сложившихся проблем из-за нового законодательства, микрокредитные организации столкнуться с ростом судебных взысканий. Компаниям нужно будет показать, что заемщик не может просто взять и отказаться от своих обязательств. В том случае, если компаниям не удастся найти компромисс с заемщиком, они будут чаще обращаться в суд.

МФО согласны идти на такое, так как работают в рамках законодательства. Законом существенно сокращаются объемы досудебного взаимодействия, тем самым стимулируются судебные производства. Клиенты, которые оттягивают даты оплаты, станут всячески добиваться судебных решений. Хотя по ним издержки будут больше, с учетом судебных издержек.

Сформировать подобную практику еще только предстоит, поэтому о реальных итогах эффективности нового законодательства в этой сфере можно будет судить не ранее конца 2018 года.


В нашем новом приложении для Андроида мы собрали лучшие микрозаймы, потребительские кредиты и кредитные карты (бесплатно, всего 6 Мб):

Давайте дружить? Советы по заработку и экономии денег. Обзоры новых банковских продуктов и технологий. Актуальные новости. Акции и конкурсы:

У вас есть вопрос по выбору микрозайма или другого финансового продукта? Наши консультанты окажут вам любую помощь по бесплатному телефону:

8 (800) 707-33-97

Только для совершеннолетних
Сканируй QR-код и получи подарок
Только лицензированные компании
К5М

Данная шкала показывает примерную вероятность одобрения вашей заявки в банке или МФК/МКК. Рассчитывается с помощью нескольких внутренних параметров в диапазоне от 0 до 100%. Работает в стадии бета-тестирования.

К5М

С помощью кредитного рейтинга вы можете моментально узнать свое “финансовое здоровье”, которое представлено в виде числового показателя в районе 300-850 баллов. Главное преимущество - вы получите информацию, заполнив лишь небольшую форму, в режиме он-лайн совершенно бесплатно. Без платы за подписку и навязчивой рекламы.


Проверить бесплатно
К5М

К5М® — рейтинг, с помощью которого мы оцениваем финансовые продукты (например, микрозаймы, кредиты или кредитные карты). Для объективной оценки используется сложная формула, которая учитывает большое число параметров (в сентябре 2015 года их было всего 5 штук, а через два года — уже более 150). В процессе оценки задействованы не только основные параметры продукта (такие как сумма или процентная ставка кредита), но и оценки клиентов.

Подробнее