После «рекордного» по количеству кредитов с признаками мошенничества 2 полугодия 2016 года, в январе-июне 2017 года их число сократилось на 15%
По данным 4 100 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в 1 полугодии 2017 года количество кредитов и займов с признаками мошенничества составило 525,9 тысяч, сократившись на 15,1% по сравнению со 2 полугодием 2016 года (619,3 тыс. ед.). Вместе с тем, данный показатель в январе-июне 2017 года увеличился на 34,4% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года (391,4 тыс. ед.) (Таблица 1).
Таблица 1. Полугодовая динамика кредитного мошенничества, ед.
Период | Количество выданных кредитов и займов с признаками мошенничества (FPD), тыс. ед. |
1 полугодие 2015 | 293,2 |
2 полугодие 2015 | 303,1 |
1 полугодие 2016 | 391,4 |
2 полугодие 2016 | 619,3 |
1 полугодие 2017 | 525,9 |
В свою очередь суммарный объем кредитов с признаками мошенничества в 1 полугодии 2017 года снизился на 32,6% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года и составил 14,9 млрд. руб. (в январе-июне 2016 года – 22,1 млрд. руб.). Доля кредитов с признаками мошенничества в январе-июне 2017 года составила 3,0% от общего количества кредитов, выданных в этом периоде. Это на 0,1 процентного пункта (п.п.) больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. (Диаграмма 1).
Диаграмма 1. Динамика доли кредитов с признаками мошенничества от общего числа выданных кредитов, в %
В то же время в денежном выражении объем кредитов с признаками мошенничества снижается. В январе-июне 2017 года доля суммы потерь составила 0,8% от общего объема выданных за этот период кредитов. Это на 0,9 п.п. меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (в 1 полугодии 2016 г. – 1,7%) (Диаграмма 2).
Диаграмма 2. Динамика доли суммы потерь от кредитов с признаками мошенничества от общего объема выданных кредитов, в %
Александр Викулин также отметил, что существующий в России уровень кредитного мошенничества требует не только совместных усилий кредиторов и инфраструктурных институтов уровня НБКИ, но сохранения активности государственных органов. В частности в направлении ужесточения законодательства для кредитных мошенников, а также в либерализации доступа кредиторов к любым данным, находящимся в базах государственных органов или в открытых источниках, позволяющим верифицировать анкетные данные заемщиков и выявлять попытки обмана кредитора.