THE TRENDS 2.0 — второй международный форум о новейших технологиях
Реклама. ООО «ТОПФРЕНД», ИНН:7701397460, ERID:2SDnjcSusG4
Подробнее

Количество злостных неплательщиков коммунальных услуг увеличилось

Юрий Муранов
Юрий Муранов
Главный редактор

По состоянию на 01.11.2018 года число злостных неплательщиков (не погасивших долг за услуги ЖКХ по решению суда), информация о которых была передана в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) предприятиями ЖКХ, достигло 29,2 тысяч человек. Таким образом, по сравнению с началом 2018 года количество граждан, информация о которых была передана в НБКИ, увеличилось на 20,7%. По состоянию на 01.11.2018 года задолженность этих граждан за жилищно-коммунальные услуги составила около 1,63 млрд. рублей, увеличившись за 2018 год на 27,3% (на 01.01.2018 года – около 1,28 млрд. руб.).

При этом средний размер их долга немного снизился и находится на уровне 45 тыс. рублей. В свою очередь, количество источников информации, на постоянной основе передающих в НБКИ данные о неплательщиках, с начала года увеличилось на 33,0% и достигло 133 предприятий ЖКХ из 45 регионов РФ (Таблица 1).

Таблица 1. Динамика передачи в НБКИ  данных о злостных должниках в РФ

Дата Кол-во источников Регионов Кол-во переданных субъектов, тыс. чел. Из них юридических лиц, тыс. шт.

01.01.2018

100

40

24,2

2,5

01.11.2018

133

45

29,2

3,2

Важно отметить, что растет и количество юридических лиц, информация о долгах которых также передается в НБКИ. За 10 месяцев 2018 года их уже насчитывается около 3,2 тыс. ед., увеличение с начала года составило 28,0% (на 01.01.2018 г. – 2,5 тыс. ед.). В соответствии с федеральным законом №218 «О кредитных историях», с 2015 года в кредитных историях граждан и организаций фиксируется информация о факте неисполнения в 10-дневный срок решений суда по внесению платы за коммунальные услуги.

При этом передача данных в бюро кредитных историй осуществляется самими предприятиями, предоставляющими населению услуги ЖКХ. Кредитная история является, по сути, документом о состоянии финансовой репутации и платежной дисциплины гражданина.

Поэтому внесение в нее записи о неисполненном решении суда по оплате услуг ЖКХ означает фактический запрет на получение последующих кредитов или же значительное ухудшение их условий (ставки, срока, суммы и т.д.). При этом любые записи в кредитных историях хранятся в течение 10-ти лет. Таким образом, на протяжение этого периода времени информация о не погашенной по решению суда задолженности граждан за услуги ЖКХ будет доступна всем кредиторам - банкам, микрофинансовым организациям, ломбардам.

Сотрудничество предприятий ЖКХ и НБКИ является одним из наиболее действенных способов по сокращению задолженности населения за потребленные жилищно-коммунальные услуги. В последнее время предприятия ЖКХ расширяют спектр инструментов взыскания и передают в НБКИ информацию не только по «крупным» долгам за ЖКУ, но и по менее значительным суммам задолженности. Поэтому средний размер такой задолженности немного снижается. Также стоит отметить достаточно существенные темпы роста передачи в НБКИ данных по долгам юридических лиц. В целом, как показывает практика, около половины всех злостных неплательщиков полностью или частично погашают имеющуюся у них задолженность в кратчайшие сроки после того, как узнают о попадании данной информации в их кредитные истории. Во многом это объясняется тем, что передача данных о долгах за ЖКУ в НБКИ не позволяет данным гражданам претендовать в дальнейшем на кредитные ресурсы банков, МФО, ломбардов и прочих кредиторов. Александр Викулин, генеральный директор НБКИ

По состоянию на начало ноября 2018 года, дебиторская задолженность за электроэнергию сохраняется на высоком уровне. Так уровень задолженности розничными потребителями составил порядка 256,5 млрд руб., прирост с начала года составил 30 млрд руб. При этом, задолженность населения за электроэнергию составила 52 млрд руб., увеличившись с начала года на 6,7 млрд руб. Средний уровень расчётов оставляет 96,7% снизившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,7%.

Передача данных в бюро кредитных историй, на фоне общего увеличения объёмов кредитования населения, становится одним из наиболее эффективных инструментов работы по взысканию просроченной задолженности, однако, пока не может выполнять функцию предупреждения возникновения задолженности за жилищно-коммунальные услуги и связи с ограничениями в законе "О кредитных историях" связанных с возможностью направления информации о наличии задолженности только после вступления в силу решения суда. Такая ситуация не позволяет полностью раскрыть потенциал механизма работы предприятий ЖКХ и энергетики с НБКИ. В ближайшее время мы планируем обсудить с экспертным сообществом параметры изменений в действующем законодательстве и предложить регулятору выступить с законодательной инициативой о возможности передачи данных о платёжной дисциплине потребителей энергоресурсов или услуг ЖКХ в бюро кредитных историй. Андрей Романчук, председатель правления Ассоциации «Надёжный партнёр»
Информация была полезна?
25 оценок, среднее: 4.4 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie