THE TRENDS 2.0 — второй международный форум о новейших технологиях
Реклама. ООО «ТОПФРЕНД», ИНН:7701397460, ERID:2SDnjcSusG4
Подробнее

Банки предупреждают о росте хищений предварительно одобренных кредитов

Юрий Муранов
Юрий Муранов
Главный редактор

Сразу несколько российских банков зафиксировали всплеск случаев мошенничества. Они заключаются в убеждении жертвы оформить предварительно одобренный кредит, а затем перевести эти деньги на счет недобросовестных граждан. Об этом журналистам РБК удалось узнать в ряде кредитных организаций. 

Подобные мошенничества в данный момент пользуются популярностью. Они нацелены не на остатки денег на счетах, а на займы, которые доступны клиентам финансовых учреждений. Рост числа подобных преступлений был отмечен весной 2020 года, но единичные случаи были замечены в августе и сентябре 2019 года. 

За прошедшие 9 месяцев 2020 года во всей банковской отрасли зафиксированы тысячи случаев мошенничества с предодобренными кредитами. Суммарный ущерб экономике от подобных злодеяний может составить сотни миллионов рублей. Для того чтобы ввести человека в заблуждение, используются методы социальной инженерии. Центральный банк России в курсе таких схем. 

В октябре текущего года жертвами мошенничества стали десятки россиян. Например, у клиентов Альфа-банка суммы хищений составляют более 1 миллиона рублей. Данная схема даже пыталась быть использованной в отношении одного из журналистов РБК. Поэтому СМИ и погрузились в изучение вопроса с таким типом мошенничества. 

Подобные случаи не новые для рынка. Ранее они носили единичный характер, а теперь их количество растет. Атаки проводятся при помощи довольно сложных схем, которые требуют знания конфиденциальной информации. Для того чтобы произвести такое мошенничество, нужно знать номер телефона, фамилию, имя и отчество клиента, а также банк, в котором он обслуживается. Такую информацию можно получить из баз, собираемых из сторонних источников. Обычно ими служат маркетинговые опросы. В Интернете предостаточно сайтов, которые служат для выманивания подобной информации. 

Мошенники в основном звонят и представляются банковскими сотрудниками. Они рассказывают об одобренном и уже почти оформленном кредите. Клиент утверждает, что не берет кредит, вследствие чего его начинают убеждать установить специальное приложение, которое поможет защитить его личные данные или отменить заявку на кредит. Программа позволяла получить удаленный доступ к мобильному телефону, который и давал возможность оформить кредит в банковском приложении жертвы.

После оформления кредита преступники убеждали жертву перевести деньги через банкомат или через приложение на специальный счет. Все якобы для того, чтобы закрыть кредит или спасти полученную взаймы сумму от мошенников. 

В Альфа-банке, например, можно узнать, для каких клиентов предодобрен кредит. Для этого достаточно подать заявку на заем на сайте банковского учреждения. Банк требует только номер телефона, фамилию, имя и отчество клиента. Мошенники вводят эти данные и просят сказать код из СМС.  

Иногда мошенники заранее знают сумму кредита, которая предодобрена банком. В таком случае можно говорить, что они получили доступ к интернет-банкингу клиента. С высокой вероятностью преступники будут играть роль не банковских сотрудников, а представителей МВД. Они станут убеждать, что кто-то пытался оформить одобренный для клиента кредит, поэтому нужно спасти деньги. 

За первое полугодие со счетов банковских клиентов удалось похитить 4 миллиарда рублей. Банки смогли вернуть примерно 485 миллионов рублей. Это 12,1 % от украденных сумм. Деньги, которые были похищены по вине клиента, банки не станут возвращать. Это если человек сам раскрыл мошенникам свои данные, которые позволили похитить деньги. 

Количество попыток хищения предодобренных кредитов растет. Дело в том, что во многих крупных банках распространяется онлайн-кредитование. Оно и стимулирует преступников на создание новых хитрых схем. Доступ к деньгам можно получить удаленно через мобильный или интернет-банк, а личные данные извлекаются простыми способами. 

Единственный неудобный для мошенников момент заключается в том, что в процесс общения с жертвой включен банк. Он должен одобрить кредит. Всегда есть риск, что из учреждения позвонят для уточнения какой-либо информации и это сорвет преступный план. 

Онлайн-займы выдаются без особых сложностей. Если банк хорошо знает клиента, то он может быстро предоставить ему кредит. Банковским учреждениям следует уделять больше времени проверке операций после получения кредита. Финансовые организации уже над этим работают. 

Например, сейчас у большинства крупных игроков действуют системы фрод-мониторинга, которые фиксируют, если кредитные средства переводятся кому-то сразу после получения, а также другие подозрительные операции. В их силах запустить механизмы дополнительной проверки. 

Жертвы могут инициировать аннулирование сделки только в том случае, если докажут, что она была совершена под влиянием обмана или существенного заблуждения. Но для этого придется обращаться в полицию и привлекать к ответственности мошенников. Проблема в том, что доверчивость или непроявление должной осмотрительности клиентом с гражданско-правовой точки зрения не порочит сделку. 

Информация была полезна?
11 оценок, среднее: 4.8 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie