Как пандемия повлияла на цифровизацию малого и среднего бизнеса

Заместитель президента-председателя правления банка “Открытие” Надия Черкасова отметила, что пандемия стала мощным толчком к развитию цифровой экономики. Режим самоизоляции не только заставил бизнесменов перейти на удаленный формат работы, но и оперативно развивать онлайн-сервисы.

Для оценки стремительного роста цифровизации клиентам предлагается два основных метода:

  • Индекс BDI, который демонстрирует насколько предприниматели готовы к цифровой трансформации
  • Проверка уровня диджитализации и получение консультации по внедрению новых технологий
  • Несмотря на всплеск в становлении цифровых бизнес-процессов пока можно говорить только о 50% готовности данного сегмента к цифровому развитию
  • Цифровизация на высоком уровне охватила всего лишь 11% компаний.

Ограничения, связанные с угрозой распространения коронавируса, ярко продемонстрировали, насколько цифровизация важна для сохранения жизнеспособности бизнеса. Однако не все организации смогли быстро перестроиться в онлайн-режим, что несомненно привело к убыткам.

За 6 месяцев 2020 года уровень цифрового развития среди предприятий малого и среднего бизнеса вырос на 5 пунктов по сравнению с показателями 2019 года. Теперь цифра составляет 50 пунктов из 100 возможных. Предприниматели стали чаще использовать интернет- инструменты для своей работы, например собственные сайты имеются в 2020 году у 75% компаний. В прошлом году эта цифра составляла 54%.

Большинство бизнесменов считают, что цифровизация делает ведение бизнеса более комфортным, повышает уровень клиентского сервиса, увеличивает скорость взаимодействия.

Несмотря на наметившийся рост в спросе на системы защиты данных эта сфера не пользуется большой популярностью у российских организаций.

Сами предприниматели зачастую называют причиной медленного распространения цифровых технологий отсутствие достаточного количества денежных средств. Особенно это касается бюджетных предприятий. Из других препятствий были названы незаинтересованность руководства и низкий уровень знаний в данной отрасли.

Цифровизация бизнеса основывается на следующих пяти составляющих:

  • Способы хранения и передачи информации (электронная почта, мессенджеры, облачные технологии). В среднем увеличение спроса в этой сфере составило 10%. При этом отмечается более широкое распространение электронных каналов связи в Москве, чем в регионах Интеграция цифровых технологий (электронный документооборот, 3D печать, онлайн документы, искусственный интеллект). 81% компаний перешел на ЭДО полностью или частично. 47% предпринимателей имеют корпоративную страницу в социальных сетях, а 80% пользуются для общения с клиентами различными мессенджерами
  • Продвижение бизнеса при помощи интернет-каналов. 65% пользователей отдают предпочтение контекстной рекламе, а 58% выбирают продвижение через социальные сети. На 10% выросло число предприятий, которые используют интернет для привлечение клиентов. Instagram и Facebook чаще применяются для этих целей в Москве, а ВКонтакте – в регионах
  • Защита цифровых сведений, в том числе использование антивирусного программного обеспечения. Показатели в этой отрасли остается неизменным по отношению к прошлому году
  • Повышение уровня цифровой грамотности у сотрудников. Обучение и развитие потенциала работников играет немаловажную роль, поэтому в текущем году увеличилось число компаний, которые вкладывают средства в эту сферу. Образовательные программы для руководителей были использованы в 32% организаций, рядовые сотрудники прошли обучение в 43%. Достаточно часто для проведения семинаров и тренингов привлекаются банки, доверие бизнесменов к кредитным организациям в этом вопросе возросло до 35%. При этом треть предпринимателей обучают коллектив своими силами.

Представитель Московской школы управления СКОЛКОВО Ярослав Слободской-Плюснин считает, что рост цифровизации в малом и среднем бизнесе связан не только с повышением уровня грамотности населения в этой области, но и с увеличением доступности многих цифровых продуктов. Это касается и стоимости технологии, и простоты их использования.

Например, в регионах в бизнес-среде широкое распространение получила 3D-печать, что связано с отсутствием предложения о предоставлении таких услуг. Поэтому предпринимателям приходится самим использовать данную технологию, которая значительно упрощает производственный процесс. Специалист также рассказал о дальнейших перспективах развития диджитализации в российском бизнесе.

На данный момент имеются все возможности для роста и распространения цифровых технологий. Для успешного использования цифровых каналов важно чтобы предприниматели выступали не только в роли потребителей, но и проводили анализ применяемых инструментов. Это будет способствовать оптимизации бизнес-процессов и более узконаправленной работе с клиентами.

Оставить комментарий