Председатель Совета СРО «МиР» Александр Арифов принял участие в «Дне инвестора»

Информация обновлена: 02.07.2020

14 апреля 2015 года председатель Совета СРО «МиР» Александр Арифов выступил на традиционном бизнес-завтраке «День инвестора», организованном компанией «Домашние деньги».

В своем выступлении Александр Арифов рассказал об итогах развития рынка микрофинансирования в 2014 году в разрезе четырех сегментов: предпринимательские займы, займы «до зарплаты», потребительские займы и новое перспективное направление - онлайн-займы. Большое внимание спикер уделил вопросам фондирования, в частности отметил тенденцию роста фондирования, связанную с тем, что банки начали проявлять интерес рынку микрофинансирования. «На сегодняшний день более 30 банков работают с микрофинансовыми организациями, входящими в СРО «МиР», - отметил Александр Арифов. - Мы наблюдаем повышение интереса банков к сотрудничеству с МФО в области кредитования».

Важный вопрос капитализации рынка - наличие собственных средств. Для компаний, предоставляющих займы «до зарплаты», норматив достаточности собственных средств растет с 2013 года. Это связано прежде всего с тем, что данные компании работают в основной массе на средства, предоставленные акционерами. Они фактически не фондируются в банках, в том числе из-за неготовности банков работать с этим сегментом рынка. Компании, работающие на других сегментах микрофинансового рынка (предпринимательские займы, потребительские займы), имеют больше возможности привлекать денежные средства от кредиторов, в том числе от банков. Но в любом случае норматив достаточности капитала по этим компаниям достаточно высок. На 1 января 2015 года это 24%. То есть значителен уровень капитализации рынка микрофинансирования и соответственно уровень ответственности акционеров за ведение своего бизнеса.

Александр Арифов отметил, что в начале 2014 года на рынке присутствовали определенные настороженные тенденции со стороны банков, связанные с тремя блоками: отсутствовала стандартизированная регулярная информация о секторе МФО, регулярная аналитическая информация, банки видели определенные правовые риски и риски деловой репутации.

2014 год был достаточно сложным с точки зрения установления и законодателями, и регулятором новых правил функционирования МФО, было введено значительное количество законодательных и нормативных актов, регулирующих деятельность МФО. Прежде всего это Указание Банка России о предоставлении отчетности в электронном виде. Вступление в силу закона «О потребительском кредите (займе)» установило единые правила игры для всех финансовых организаций, занимающихся потребительским кредитованием.

Кроме того, было принято указание о порядке формирования резервов на потери по займам. На рынке МФО была проведена определенная работа по стандартизации профессиональной деятельности, в том числе работы с просроченной задолженностью. И все эти меры способствовали тому, что рынок микрофинансирования в 2014 году стал намного прозрачнее, и в определенной степени снизились опасения банков.

Те меры, которые будут реализованы в 2015-16г.г. со стороны мегарегулятора к рынку микрофинансирования будут направлены на дальнейшее повышение прозрачности рынка. В частности, в настоящее время Банк России прорабатывает идею о разделении МФО на два крупных блока.

Непосредственно микрофинансовые организации, к которым будут предъявляться повышенные требования по капиталу (минимальный размер капитала для этого блока сейчас обсуждается - от 70 млн до 100 млн руб.). Такие МФО будут иметь возможность привлекать средства от физических лиц в суммах от 1,5 млн руб., а также будут иметь возможность выпускать облигации, работать с государственными программами поддержки микрофинансирования, прежде всего программами МСП Банка, Агентства кредитных гарантий.

Компании, которые будут не готовы поддерживать такой уровень капитала перейдут во второй блок (рабочее название - микрозаемные организации). Они будут лишены возможности привлекать средства физических лиц, для них будут введены ограничения в части масштабирования бизнеса. Но к ним будут применяться более либеральные регулятивные требования в части отчетности.

(20 оценок, среднее: 4.4 из 5)
Оставить комментарий