THE TRENDS 2.0 — второй международный форум о новейших технологиях
Реклама. ООО «ТОПФРЕНД», ИНН:7701397460, ERID:2SDnjcSusG4
Подробнее

Онлайн-займы: что поставлено на карту

Юрий Муранов
Юрий Муранов
Главный редактор

Займы на карту через интернет в любом городе РФ выдают МФО. Что изменится в 2016 году? Кризис в банковской среде привел к росту портфелей микрозаймов в МФО.

В банковской сфере за девять месяцев 2015 года  необеспеченные кредиты продемонстрировали  сокращение на 10%. За тот же период микрофинансовый сектор в этом сегменте продемонстрировал значительный рост — 71,23% (статистика НБКИ).  

40% всех займов коммерческих компаний приходится на целевые и нецелевые потребительские займы, 36% — на предпринимательство, 24% — краткосрочные, в том числе 13% — на онлайн (статистика НП «МиР»). Наиболее активный рост в 2015 году показал сегмент онлайн-займов.  Доля онлайн-займов в совокупном портфеле МФО – членов СРО «МиР» составила 7,5%  против  3% на начало 2015 года. Причина – стартап обойдется дешевле, чем в офлайне. Не нужно арендовать или покупать помещения, персонала требуется меньше. Правда, на сегодня практически все  компании, работающие в интернете по выдаче займов (за редким исключением) нарушают закон, ведь не имеют права проводить удаленную идентификацию клиентов. Пока ЦБ закрывает на это глаза. Но скоро все изменится.

Принят закон о разделении рынка на два «лагеря». Крупные игроки займут статус МФК (микрофинансовых компаний), подтвердив наличие собственного капитала в размере не менее 70 млн. рублей. Они будут контролироваться регулятором напрямую. Выдавать они смогут населению до  1 000 000 рублей, для предпринимателей – до 3 000 000 рублей. Смогут принимать инвестиции от физлиц в размере не менее 1 500 000 рублей. Отчетность для них будет жестче, чем для микрокредитных компаний (МКК), которые смогут выдавать только 500 тысяч рублей «в одни руки» гражданам, (предпринимателям также – 3 000 000 рублей). Такие  МКК  не смогут принимать инвестиции от граждан, отчитываться будут через СРО.

Требований по капиталу - никаких.  И очень важно, что МКК  не смогут проводить полностью удаленную идентификацию клиентов, а МФК будут иметь такое право. То есть  «входной билет» на рынок онлайн-займов  подорожает, он будет равен даже не 70-ти миллионам рублей. Скорее, это 100 миллионов и больше.  Ведь  в первый  год любая компания только налаживает все процессы и логично, что планируются убытки.

Пока пишутся нормативные акты, расшифровывающие статьи закона, все компании продолжают работать в прежнем режиме, не опасаясь штрафов. А вот после того, как ЦБ обнародует все «правила игры», придется перестраиваться. Так как прежней вольницы уже не будет.

За проведение упрощенной идентификации (полностью в интернет без первого визита в офис компании) по отношению к  МКК последуют санкции со стороны регулятора, вплоть до удаления компании из реестра.
Надо отметить, что ЦБ вообще не особенно благосклонно смотрел на то, чтобы разрешить микрофинансистам применять упрощенную идентификацию. Ведь в отличие от банковского сектора микрофинансовый рынок для регулятора кажется по-прежнему довольно  «мутным». Но в итоге, было-таки решено дать это право самым прозрачным – тем компаниям, за которыми будет осуществляться прямой надзор со стороны мегарегулятора, и одновременно самым устойчивым – к ним предъявляются требования по капиталу. (Для понимания – имеется в виду не уставный капитал компании. Формулу расчета собственного капитала компании еще предстоит разработать по аналогии с банковской, с учетом особенности сектора). Для желающих остаться на рынке онлайн-кредитов, чтобы иметь возможность перечислять деньги на карту для виртуальных клиентов без личного контакта вариантов не много: либо получать статус МФК, то есть докапитализироваться, либо заключать договоры с партнерами, которые помогут провести идентификацию «на местах» (сотовые операторы, банки, платежные системы). Думается, МФК на рынке будет не так уж много. На мой взгляд, чуть более 200 компаний получат этот статус. Так что вариант с передачей проведения идентификации клиентов партнерам, скорее всего, станет наиболее востребованным, ведь более половины клиентов МФО составляют уже проверенные клиенты, бравшие займы ранее. То есть имеет смысл, однажды идентифицировав клиента через партнера,  работать с ним всю оставшуюся жизнь, ну или, по крайней мере,  долгое время. Возможно, из-за ужесточения условий выдачи займов онлайн в части идентификации клиентов этот сегмент будет в первое время развиваться не так бурно, как в 2015 году. Но затем все адаптируются к новым реалиям, как это уже было не раз. Юлия Зиберт, руководитель проекта «Микрокредиты России
Информация была полезна?
23 оценки, среднее: 4.3 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie