Как составить бизнес-план для автошколы

Информация обновлена: 19.09.2020

Если верить статистике, то за последние десять лет количество автошкол в России увеличилось более чем в три раза. Еще в начале двухтысячных годов на каждые сто тысяч населения приходилось 1-2 автошколы, а сегодня это уже 5-6 учреждений для обучения вождению. Из того, что подавляющее большинство автошкол – частные заведения, можно сделать вывод, что это довольно прибыльный бизнес. Так ли это, попробуем разобраться и узнать, как написать бизнес-план для автошколы.

Какую школу открыть

Для начинающего предпринимателя, которому по душе эта бизнес-идея, пожалуй, самый важный вопрос - какой формат автошколы выбрать, чтобы и объем инвестиций был не слишком велик, и вложения окупались как можно быстрее. Особенно этот вопрос актуален для тех, кто планирует открыть автошколу с нуля. Сегодня законодательство допускает существование автошколы как бизнеса в следующих форматах:

  • Классический учебный комбинат
  • Автошколы для прохождения обучения экстерном
  • Курс экстремального/контраварийного вождения

Максимальных вложений требует открытие классической школы обучения вождению, самый же малобюджетный проект – курс автоэкстрима. Однако надо понимать, что объем доходов в данном виде бизнеса напрямую зависит от спектра услуг, предоставляемого клиентам. Автошкола, которая обеспечивает полноценное обучение и курирует своих учеников, вплоть до получения водительских прав, будет иметь больший приток клиентов, нежели та, которая будет обучать водителя только правильному реагированию в потенциально аварийных ситуациях.

Затраты на официальное оформление

Первые затраты, которые должны быть включены в бизнес-план – затраты на оформление разрешительной документации. Для автошколы эта сумма составляет около 20 тысяч рублей. В первую очередь денежные средства пойдут на:

  • Составление учредительных документов на ООО и формирование уставного капитала (если открыть ИП, то по закону вы сможете организовать только экстерн-курсы без выдачи соответствующего сертификата, что, скорее всего, не принесет желаемой прибыли)
  • Государственная регистрация юр. лица в ФНС
  • Приобретение лицензии
  • Оформление в СЭС и в органах Государственного пожарного надзора разрешительных документов для открытия автошколы

Минимизировать эти затраты практически невозможно, и каждый предприниматель обязан выполнить процедуру легализации максимально аккуратно.

Вложения в материальную базу

Второй блок затрат в бизнес-плане для открытия автошколы – формирование материальной базы.

Важно! Несмотря на то, что осуществлять официальные действия по приобретению оборудования, помещения и по работе с персоналом можно только после государственной регистрации предприятия, поиск базы под будущую школу необходимо проводить заранее.

Строго говоря, пока нет договоренностей о заключении долгосрочных договоров аренды помещений и автодрома, нет поставщиков наглядного материала и нет договоренностей с потенциальным персоналом, идти на официальное открытие школы - слишком рано. Требования для открытия полноценной автошколы достаточно высоки:

  • Наличие просторных и светлых классов из расчета 2 кв. м на человека
  • Оборудованный автодром
  • Высокое качество наглядного и методического материала
  • Заключение трудовых договоров со специалистами, которые имеют подходящую квалификацию для обеспечения полноценного учебного процесса и соблюдения требований техники безопасности
Требования для открытия автошколы

Материальная база для экстерн-курса или курса экстремального вождения не требует больших затрат. Некоторые работающие предприятия обходятся арендой небольшого помещения-офиса, а также заключают договор на использование в качестве автодромов неэксплуатируемых заасфальтированных территорий (например, неработающих заводов либо аэродромов). Если же вернуться к классическим автошколам, то и здесь не всегда соблюдение всех требований для открытия учреждения сулит большие расходы. Есть варианты оптимизации:

  • Не приобретать помещения для обучения, а использовать их по договорам аренды (например, со школами)
  • Автопарк формировать не из собственных автомобилей, а нанимать сразу инструкторов с автомобилями
  • Использовать наглядные пособия б/у

Все перечисленные меры позволят укомплектовать школу и обеспечить учебный процесс. Затраты могут составлять от 10 тысяч долларов США и выше. Решающий этап на пути открытия автошколы – получение лицензии, как разрешительного документа, дающего право готовить водителей. Выдает такую лицензию региональное представительство Министерства образования и науки РФ, после тщательной проверки ГИБДД. 

Формирование и распределение доходов автошколы

Основной доход автошколы – оплата за обучение. Если верить сведениям ГИБДД, то нехватки в желающих пройти обучение автошколы не испытывают. Поэтому, чтобы правильно распорядиться доходом, в бизнес-плане необходимо детально проработать схемы расходования поступлений. Распределение дохода:

  • Если все имущество автошколы арендованное, то значительная часть дохода уйдет на оплату арендных платежей (около 20%)
  • 20% дохода должно уйти на оплату труда персонала
  • 20% на уплату налогов
  • 10% на развитие

Если после того как автошкола была зарегистрирована, на ее оснащение был взят кредит в банке, какое-то время предприниматель должен будет потратить на выплату кредита. При среднем доходе стандартной автошколы – около 1,8 миллиона рублей в год (3 курса по 30 учеников с оплатой по 20 тыс. рублей за обучение) прибыль может составить около 540 тысяч рублей в год. Как видно, этот вид бизнеса можно назвать рентабельным. При разумном подходе и заботе о безупречной репутации, автошкола может стать надежным делом для всех, кто принял участие в ее создании и для тех, кто в ней трудится.

Юрий Муранов
Юрий Муранов

Главный редактор #ВЗО. Работает на сайте с момента основания. Через Юрия проходят все тексты перед размещением на сайте. Быстро вникает в темы, на которые пишут авторы, включая финансовую, и следит за качеством публикуемых материалов.

(21 оценок, среднее: 4.4 из 5)
Оставить комментарий
Александр

Считаю, что классическая школа, хотя это и более сложный по оформлению и организации формат, наиболее выигрышная. Но в качестве дополнительной услуги на ее базе можно и экстрим-вождение открыть, и сжатый курс для тех, кто имеет права, но не ездит. К нам на такой экспресс-курс пришло много людей. Знания у них уже есть, просто нужно освежить и попрактиковаться. Еще один источник дохода — корпоративное обучение. Если повезет, можно договориться с какой-то компанией о таком командном обучении. Сейчас это модная тенденция, разновидность тимбилдинга. Так что автошкола в результате открывает много перспектив, гораздо больше чем изначально кажется.

Саша К.

Лично я не приглашаю инструкторов на ставку. Наша школа является для них как бы поставщиком клиентуры. Тогда вопрос с закупкой и содержанием транспорта отпадает сам собой. Кроме того, мы получаем комиссионные за каждого клиента. Для рекламы используем, прежде всего, интернет. Тем более, что сейчас создание сайта для автошколы является необходимостью, продиктованной распоряжением Рособрнадзора. Естественно, лицензии и сертификаты, которые там нужно разместить, являются не только доказательством компетенции, но и рекламным ходом. Мы получаем доверие клиентов, а это далеко не последний пункт.

Алексей

По нормам для обучения нужно около 30 часов практического вождения. По факту этого всегда мало. Поэтому большинство студентов ищут возможности взять дополнительные часы. В целом получается не меньше 8—10 часов на каждого студента. Я сразу просек такой вариант и еще при найме договаривался, что все потоки проходят через школу. Естественно, зарплата у инструктора должна быть такой, чтобы он не захотел уводить клиентов. Ну и чтобы боялся потерять место.

Андрей

Если говорить об экономии, то к экстерну приплюсуйте использование общих площадок с другими автошколами. Но я все же остановился на ООО, это универсальный вариант. А вот с регистрацией у меня произошла заминка. Просто потому, что это требует времени, которого нет. Поэтому я перепоручил это дело фирме, которая на таких вопросах собаку съела. Туда же пойдет вся бухгалтерия и отчеты. По крайней мере, пока.

Сергей

Сейчас без солидного начального капитала особо не разгонишься. Нужно сначала заработать на малом и двигаться дальше. Поэтому я выбрал вот какой путь. Как раз зарегистрировался как ИП и открыл экстерн. Может, это индивидуально, но спрос оказался довольно большим. Многие люди имеют гибкий график, а на обычных курсах идет привязка к расписанию. Я предложил составлять личный график, практические занятия в удобное время. А сертификат они потом получили после экзаменов в ГИБДД. Очень многим людям это подошло.

Вверх
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных и Правилами пользования сайтом.