В наш век цифровых технологий бумажным изданиям все сложнее конкурировать с электронными носителями. Основным потребителем цифровых версий является молодёжь (16-30 лет). Но книга на бумажном носителе по-прежнему популярна среди людей среднего и старшего возраста. Не обойтись без такого формата коллекционерам фолиантов (альбомы, сборники), преподавателям учебных заведений (от детского сада до вуза) и просто любителям шелеста страниц и аромата чернил.
По мнению экспертов в этой области, при грамотном подходе к бизнесу книжный магазин приносит своему владельцу доход выше среднего через год после открытия.
При оформлении документов на предпринимательскую деятельность стоит учитывать масштабы начинания. Для представителей малого и среднего бизнеса рекомендуется оформление ИП (один собственник). В случае с организацией розничной сети, или когда учредителей несколько, предпочтительнее зарегистрировать юридическое лицо.
Лицензия на реализацию печатной продукции не требуется. Стоимость оформления пакета документов – около 4 тыс. руб. В зависимости от местоположения дополнительно потребуется 15-20 тыс. руб. для получения заключений от Роспотребнадзора и МЧС о безопасности помещения магазина.
Выгодной системой налогообложения для малого и среднего бизнеса (если торговая площадь книжного магазина до 150 кв. м) станет единый налог для ИП. Переход на специальный налоговый режим рекомендуется осуществлять сразу после регистрации деятельности.
Бизнес по франшизе в России только набирает обороты. Предложения о сотрудничестве с франчайзерами и условия работы можно рассмотреть на официальных сайтах компаний-правообладателей. Покупка франшизы книжного магазина предполагает приобретение уникальной концепции ведения бизнеса под узнаваемым брендом. Партнёры помогут разобраться, как открыть книжный магазин с нуля.
При грамотном выборе предприниматель получает:
Как правило, на сайтах франчайзеров прописана сумма вложений (паушальный взнос, роялти, первоначальные инвестиции) и предполагаемая прибыль. Проанализировав предложение, предприниматель самостоятельно сможет ответить на вопрос: выгодно или нет открывать книжный бизнес по франшизе. Узнайте больше о том, что такое франшиза, и в чём состоят её преимущества перед самостоятельным ведением деятельности.
Местоположение оказывает значительное влияние на прибыль магазина. Учебные заведения, улицы с большой проходимостью, торговые центры гарантируют стабильный доход.
Для печатной продукции губительна излишняя влага, поэтому стоит заранее позаботиться об установке специального оборудования (вентиляция, кондиционер, мягкий свет)
Арендовать помещение лучше в торговых или торгово-развлекательных центрах, поскольку они имеют ряд преимуществ перед другими площадками:
Стоит обратить внимание на оформление витрин. Массовая выкладка способствует совершению покупателями спонтанных покупок.
При покупке франшизы для минимизации потерь в бизнесе франчайзер совместно с предпринимателем участвует в подборе арендуемого помещения для книжного магазина.
На первом этапе нецелесообразно закупать слишком широкий ассортимент литературы. При небольшой площади рекомендуется приобретение книг следующих категорий:
Отдельной полкой идут новинки: книги, альбомы, коллекционные издания.
Продавцы-консультанты являются лицом магазина. При формировании рабочего коллектива владельцу книжного магазина следует обращать внимание не только на профессиональные качества сотрудников, но и на личностные характеристики: психологическую устойчивость, начитанность, желание познавать новое.
В зависимости от площади торгового зала может понадобиться от 4 до 8 продавцов и 1-2 товароведа (администратора).
В торговом зале рекомендуется установить видеонаблюдение с выводом изображения на экран возле кассы. Для предотвращения краж сопутствующего товара и книг небольшого формата стоит установить рамку и камеры хранения для сумок и ручной клади на выходе.
Для открытия бизнеса, покупки товара, аренды помещения потребуется около 1 млн руб. При покупке франшизы стартовые затраты увеличатся на размер паушального взноса. К текущим расходам в книжном, как и в любом другом бизнесе, относятся: арендная плата, оплата труда, затраты на рекламу, налоги и коммунальные услуги, а также пополнение товарного запаса.
Формированием ценовой политики предприниматель занимается самостоятельно. В среднем наценка на книжную продукцию в розничной торговле составляет 80-150%.
Планировать открытие магазина стоит в конце июля - начале августа. К началу осени повышается спрос на учебную литературу и сопутствующие товары.
Как показывает практика, окупаемость вложений в книжном бизнесе достигается за 1-1,5 года. Рентабельность продаж колеблется от 20 до 30%. Повысить эффективность можно, дополнительно осуществляя торговлю книгами через интернет. Прочтите, как создать свой интернет-магазин.
Выгодно или нет содержать книжный бизнес? Ответить на этот вопрос сложно. Многое зависит от места ведения деятельности, особенностей существующего рынка, профессиональной подготовки самого бизнесмена. С уверенностью можно сказать одно: покупка франшизы позволит начинающему предпринимателю свести потери к минимуму и получить большой опыт. А о том, какие перспективы ожидают книжный рынок и как правильно выстроить бизнес в этой сфере, говорится в следующем видео: