Платёжные терминалы как бизнес

Информация обновлена: 22.09.2020

Первые платёжные терминалы в России появились в начале 2000-х годов, когда получила широкое распространение сотовая связь. Сегодня такие устройства можно встретить повсеместно: в магазинах, в учебных заведениях, в подземных переходах и даже на улице. После принятия в 2020 году закона «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами», положениями которого вводилась обязательная установка на платёжные терминалы контрольно-кассовой техники, многие эксперты пророчили терминальному рынку быструю смерть.

Однако, вопреки ожиданиям, это направление продолжает развиваться, каждый раз меняясь и адаптируясь к новым условиям работы. Объём российского рынка моментальных платежей растёт, и платёжные терминалы как бизнес могут стать хорошим источником прибыли, если к делу подойти со всей серьёзностью.

Терминальный бизнес: с чего начать

Если вас заинтересовала подобная агентская деятельность, первое, что необходимо сделать, — это определиться с местом расположения оборудования. Терминальный бизнес может как существовать отдельно, так и являться дополнительным источником дохода для владельцев и арендаторов коммерческих площадей. Скажем, если в вашем распоряжении собственный продуктовый магазин, поставив на территории торговой точки такой терминал, вы обеспечите дополнительный приток клиентов своему заведению, а также сможете получать небольшой дополнительный заработок в виде комиссии агента.

Если же рассматривать платёжные терминалы как основной бизнес, то желательно планировать бюджет с учётом установки сразу нескольких аппаратов. При этом следует выбирать места с наибольшей проходимостью.  Примерами удачного расположения платёжных терминалов являются:

  • входы в крупный супермаркет/гипермаркет/торговый центр
  • остановки общественного транспорта
  • холлы больниц и поликлиник
  • проходные в крупных учебных заведениях
  • любые другие многолюдные места

При выборе точек размещения стоит учитывать наличие конкурентов и качество их работы. Занимаясь поиском площадок для установки терминалов, можно параллельно собирать документы для открытия бизнеса.

Какие документы нужны для приёма платежей

Перед тем как установить в магазине или на улице первый платёжный терминал, вам необходимо будет зарегистрироваться в качестве субъекта предпринимательской деятельности. Многие бизнес-консультанты рекомендуют для терминального бизнеса открывать общество с ограниченной ответственностью (ООО). Однако законом не воспрещается ведение такой деятельности в рамках ИП (индивидуальный предприниматель).

Государственная регистрация осуществляется в местных отделениях налоговой службы. Чтобы пройти эту процедуру, нужно собрать пакет документов, для каждой организационно-правовой формы он свой. По итогам регистрации представители налогового органа выдадут вам свидетельство, которое и будет основным документом, необходимым для ведения бизнеса.

Внимание! При составлении заявления о регистрации в налоговой службе необходимо указать код вида экономической деятельности, которой вы будете заниматься. В нашем случае, согласно последней версии общероссийского классификатора ОКВЭД, следует прописывать код 66.19 – «Деятельность вспомогательная прочая в сфере финансовых услуг, кроме страхования и пенсионного обеспечения».

При регистрации также стоит сразу выбрать подходящую для вашего бизнеса систему налогообложения. Доходы от деятельности агентов и субагентов по приёму платежей от физических лиц могут облагаться налогами по общему режиму или по упрощённому. В большинстве случаев УСН (упрощённая система налогообложения) является более выгодной.

Вам понадобится оснастить каждый установленный терминал перед запуском специальным фискальным регистратором. Минимальная стоимость такого аппарата составляет 18 000 руб. При покупке контрольно-кассовой техники (ККТ) вам уже необходимо знать, с какими платёжными системами вы будете работать, поскольку некоторые модели фискальных регистраторов совместимы только с программным обеспечением конкретной компании, например, «Qiwi».

Купив ККТ для терминала, вам нужно будет заключить договор с центром технического обслуживания (ЦТО) и подать заявление в налоговую службу о регистрации техники. К заявлению требуется приложить пакет документов, включая паспорт ККТ, копию договора с ЦТО, копию свидетельства о постановке на налоговый учёт и т. д. Полный список необходимых бумаг можно посмотреть на сайте службы www.nalog.ru. По итогам рассмотрения документов вы получите карточку регистрации ККТ, которую необходимо будет хранить на протяжении всего срока эксплуатации фискального регистратора.

Выяснив, какие документы нужны для открытия терминального бизнеса, переходим к главной составляющей проекта – оборудованию.

Оборудование и программное обеспечение

Планируя открыть собственные пункты приёма платежей, необходимо оценить имеющийся бюджет и принять решение: новые или подержанные терминалы разумнее будет приобрести для начала. Если стартовый капитал ограничен несколькими сотнями тысяч рублей, лучше закупить или арендовать б/у оборудование. Когда бизнес начнёт приносить ощутимую прибыль, можно постепенно переходить на более новые и качественные аппараты.

Стоимость нового платёжного терминала стандартной комплектации, предназначенного для размещения в помещении, составит около 85 000 руб. Более современные модели, как правило, оборудуют устройствами выдачи сдачи, карт-ридерами, монетоприёмниками и другими дополнительными комплектующими, за счёт установки которых увеличивается и конечная стоимость аппаратов.

Внимание! Кроме прибыли от агентской деятельности по приёму платежей, у владельцев такого бизнеса есть возможность получать дополнительный доход. Как ещё можно заработать на платёжных терминалах? С помощью рекламы! Вы можете приобрести аппарат с дополнительной рекламной панелью и транслировать с его помощью любые ролики и рекламные сообщения. Стоимость нового терминала, оснащённого такой панелью, составит примерно 120 000 руб.

Если планируется установка терминалов вне помещения, то необходимо приобретать специальные «уличные» модели. Они бывают нескольких видов:

  • навесные – цена от 125 000 рублей
  • встраиваемые – стоимость около 125 000 рублей
  • для размещения на остановках общественного транспорта – от 150 000 рублей
  • для установки на авто-заправочных станциях – от 150 000 рублей
  • терминалы в виде открытых будок – от 215 000 рублей
  • терминалы в виде будок с дверьми – от 240 000 рублей

Если вы будете покупать бывшее в использовании оборудование, можно будет сэкономить примерно 30-40% от стоимости терминалов в зависимости от степени износа. Если вам недостаёт средств для покупки оборудования, прочтите, как получить кредит для открытия малого бизнеса с нуля.

Программное обеспечение для терминалов

Купив необходимое количество аппаратов, стоит позаботиться и об их подключении к платёжным системам.  На сегодняшний день можно выделить несколько наиболее крупных платёжных сервисов:

  • «Qiwi» – подключается платно. Стоимость подключения необходимо уточнять у представителей компании. Является лидером на рынке моментальных платежей. С помощью этой системы можно оплачивать услуги свыше 54 000 провайдеров
  • «Pinpay Express» – подключение бесплатное. Широкий список партнёров-поставщиков услуг
  • «CyberPlat» – подключение бесплатное. Обеспечивает приём платежей в пользу 4 700 поставщиков услуг, в числе которых — операторы мобильной связи, банки, предприятия ЖКХ и так далее

Кроме сервисного программного обеспечения, вы можете установить на свои терминалы дополнительный софт, позволяющий оптимизировать работу аппаратов и расширить их функциональные возможности.

Организация работы

Терминальный бизнес выгоден тем, что не требует больших площадей и штата сотрудников. Это позволяет существенно экономить на арендной и заработной плате. Если вы установите 5-6 аппаратов, то вполне сможете обслуживать их самостоятельно. Контролировать работу каждого из терминалов можно посредством интернета через персональную ячейку хозяина, зарегистрированную в платёжной системе.

Для корректной и бесперебойной работы платёжных терминалов необходимо:

  • следить за интернет-трафиком и вовремя оплачивать услуги интернет-провайдера
  • инкассировать терминал. Инкассацию можно проводить самостоятельно только в том случае, если решён вопрос безопасности. Альтернативный вариант – заключить договор с банком на инкассацию и перевозку денег
  • своевременно менять чековую ленту
  • чистить купюроприёмник и производить ремонт при необходимости

Если количество установленных вами терминалов будет от 6 и выше, целесообразно нанять администратора (помощника), который будет контролировать работу аппаратов.

Какой доход приносят платёжные терминалы как бизнес

Доход агента по приёму платежей складывается из трёх составляющих:

  • вознаграждение от поставщиков услуг. За каждый проведённый платёж на специально открытый вами счёт будет поступать поощрение, как правило, составляющее от 1 до 2% от размера платежа
  • выплаты от платёжных систем. Некоторые сервисы, например, «Qiwi», производят выплаты дополнительных вознаграждений в пользу агентов
  • комиссия, взимаемая с плательщиков за пользование терминалом. Устанавливается вами самостоятельно. Обычно не превышает 5%

Если произвести условный подсчёт, то с каждой тысячи рублей, внесённой плательщиком в пользу оплаты той или иной услуги, вы сможете получить около 50 рублей. Следовательно, если дневной оборот платежей будет на уровне 100 000 руб., ваш доход составит 500 руб. При таких условиях месячная выручка будет около 15 000 руб.

Если вычесть расходы на аренду места, налоги и прочие затраты, то чистая прибыль составит примерно 10 000 руб. Дополнительный доход может приносить реклама, как было отмечено выше. В общей сложности с одного терминала вы сможете получать до 20 000 руб. чистой прибыли в зависимости от того, насколько удачно будет выбрано место расположения (от количества плательщиков и суммы среднего чека).

Заключение

Судя по отзывам владельцев, платёжные терминалы как бизнес способны приносить ощутимую прибыль тогда, когда их количество составляет не менее трёх аппаратов. Добиться хорошего финансового результата можно, постоянно отслеживая проходимость в местах установки терминалов, улучшая качество сервиса, занимаясь поиском новых партнёров, в частности, региональных, а также расширяя свою географию. Прочтите, какой бизнес можно открыть в Москве.

Виктор Шемякин
Виктор Шемякин

Автор #ВЗО. Молодой предприниматель, успел открыть несколько проектов разной степени успешности. Своим опытом и мнениями он делится с нашим сайтом. Он расскажет о том, что должен знать и делать начинающий бизнесмен, чтобы облегчить ведение своего дела и избежать возможных проблем.

(23 оценок, среднее: 4.3 из 5)
Оставить комментарий