Мусоросортировочный бизнес: правила оформления и техническое оснащение

Мусор в современном мире зачастую находит себе повторное применение. Шариковые ручки, туалетная бумага, алюминиевые банки, стекловата – это далеко не полный список продуктов, которые можно получить в результате переработки вторсырья.

Юрий Муранов
Юрий Муранов
Главный редактор

Идея делать бизнес на мусоре пришла к нам из США, ещё в XVII веке вблизи Филадельфии появился первый завод, занимающийся промышленной переработкой бумажных отходов. В России это направление предпринимательской деятельности только начинает развиваться. Несмотря на то что, по данным Евростата, у нас на сегодняшний день перерабатывается в материалы ничтожная доля коммунальных отходов – лишь 7% от общего объёма, остальное идёт на захоронение, в последние годы в сфере переработки вторсырья наметилась положительная тенденция. Многие крупные производственные компании проявляют интерес к повторному использованию материалов из пластика, бумаги, стекла и металла. Это обстоятельство, а также низкая конкуренция в сфере и доступность источников исходного сырья сулят неплохие возможности для того, чтобы начать своё дело и успешно его развивать. В этой статье мы расскажем об одном из способов превратить отходы в доходы.

Открытие мусоросортировочного цеха: описание проекта

Образование твёрдых бытовых отходов (ТБО) в значительных количествах (около 40 миллионов тонн в год), возникновение стихийных несанкционированных свалок, отсутствие централизованных государственных перерабатывающих систем – всё это послужило объективными предпосылками созданию со стороны властей благоприятных условий для функционирования частных заводов по сортировке и переработке мусора.

Мусороперерабатывающие заводы
Эти проекты считаются социально значимыми, активно поддерживаются региональными и местными органами власти. В некоторых субъектах в отношении таких предприятий применяются налоговые льготы, действуют системы льготных кредитов, их учредители получают субсидии от государства на открытие бизнеса.

Если рассматривать всю технологическую цепочку перерабатывающего производства, начиная от сбора ТБО и заканчивая распределением готовых материалов, то сортировка мусора как бизнес представляется одним из наиболее интересных и выгодных вариантов. Причина в том, что на конвейер попадает не одна, а сразу все существующие группы вторсырья, и возможности для заработка не ограничиваются узким направлением. Сам процесс представляет собой выборку полезных фракций (пригодных для переработки материалов) из общей массы ТБО. На выходе образуются следующие виды материальных ресурсов:

  • макулатура
  • стекло
  • чёрный и цветной металл
  • плёнка
  • пластиковые бутылки
  • прочая пластмасса

Всё это можно либо выгодно реализовать (к примеру, 1 т ПЭТ-бутылок, сортированных по цветам, стоит в среднем 3 000 руб., 1 т макулатуры – около 1 000 руб.), либо пустить в собственное производство из вторсырья, если вы планируете заниматься не только сортировкой. Львиная доля затрат при организации такого дела приходится на закупку оборудования. Большая часть текущих расходов уходит на оплату труда и транспортные издержки. Далее рассмотрим этапы создания мусоросортировочного цеха и попробуем рассчитать, какая сумма понадобится для запуска.

Место расположения цеха и требования к помещению

Первое, что нужно сделать – это определиться с территорией. Располагать такие предприятия целесообразно в непосредственной близости к источникам сырья, то есть к свалкам. Иной вариант – размещение на территории промзоны или на окраине города. При выборе помещения для цеха важно учитывать тот факт, что вам понадобится большой накопитель для складирования и временного хранения ТБО. Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», а также отдельными документами санитарного контроля установлен ряд требований к таким местам. Так, если отходы хранятся насыпью на открытой территории, то их поверхность должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков. Поверхность площадки должна иметь химически стойкое покрытие, например, асфальт или керамзитобетон. Рекомендуемая площадь помещения мусоросортировочного мини-завода – от 500 кв. м с разделением на зону производства и складскую зону. Обязательно наличие удобных подъездных путей. В здании должна быть исправная электропроводка, отделка стен, пола и потолков должна соответствовать нормам санитарного законодательства. Чтобы должным образом подготовить помещение к работе, стоит обратиться за разъяснениями в Роспотребнадзор.

Оформление документов

Следующий этап – получение в налоговой службе свидетельства о регистрации предпринимательской деятельности. Предпочтительно оформлять сразу юридическое лицо (больше возможностей для дальнейшего развития). Обязательный шаг – получение лицензии на деятельность по обработке отходов. Выдачу разрешительных документов осуществляет Росприроднадзор. Чтобы стать обладателем лицензии, понадобится:

  • подготовить документацию на имеющиеся здания, сооружения, оборудование
  • провести профессиональную подготовку сотрудников и оформить допуск к работе (в виде сертификатов или свидетельств)
  • получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии здания мусоросортировочного завода установленным санитарным нормам в Роспотребнадзоре
  • оплатить госпошлину в размере 7 500 руб.
  • заполнить заявление о получении лицензии и обратиться в лицензирующий орган

Разрешение выдаётся сроком на 5 лет. Получив его, вы сможете запускать проект в работу.

Техническое оснащение

Итак, мы подобрались к одному из самых важных этапов – приобретению линии сортировки мусора. Стандартная линия состоит из загрузочного бункера, ленточного транспортёра, барабанного сепаратора, системы управления, накопителей для неперерабатываемого мусора и сортировочных отсеков. Некоторые производители в качестве опций предлагают магнитный сепаратор, разрыватель пакетов, освещение и обогрев постов сортировщиков.

Оборудование для сортировки мусора имеет ряд характеристик, которые важно учитывать при выборе:

  • скорость ленты
  • высота бортов
  • потребляемая мощность
  • количество постов и расстояния между ними
  • количество контейнеров для вторсырья и т.п.

Стоимость готовой линии в зависимости от комплектации и производительности может составлять от 1 800 000 (примерно 20 000 тонн в год) до 3 000 000 руб. (до 100 000 тонн в год). Кроме сортировочной установки, вам потребуется складское и погрузочно-разгрузочное оборудование (контейнеровоз или погрузчик). Желательно также приобрести гидравлический пакетировочный пресс для дальнейшей обработки некоторых видов вторичного сырья (макулатуры, ПЭТ, алюминиевых банок) и пресс для неиспользованных (неперерабатываемых) фракций отходов. В общей сложности на то, чтобы запустить небольшой сортировочный комплекс, уйдёт не менее 2 500 000 руб. без учёта покупки мусоровозов.

Наёмные работники

Несмотря на то что некоторые зарубежные производители сегодня предлагают новые технологии для бизнеса — автоматическое сортировочное оборудование (с применением оптического сканера) — как показала российская практика, наиболее эффективно решить проблему разделения ТБО могут только комбинированные комплексы, предполагающие использование ручного труда. Для обеспечения бесперебойной работы всех участков понадобится от 6 до 10 сортировщиков, 2-3 грузчика, оператор, 2-3 водителя мусоровоза и водитель контейнеровоза.

Прибыльность бизнеса на мусоре

Выяснить, какова возможная чистая прибыль от содержания мусоросортировочной станции, нам поможет расчёт стартовых и текущих расходов, а также прогноз доходов. Примерная смета основных затрат на открытие (все суммы указаны в рублях):

  • покупка оборудования – от 2 500 000
  • транспортировка, монтаж и пусконаладочные работы – около 50 000
  • обустройство производственных корпусов и складов-накопителей – от 100 000
  • приобретение спецтехники – от 1 000 000
  • регистрация фирмы и получение лицензии – от 15 000
  • организационные расходы – от 30 000

Итого, по самым скромным подсчётам, потребуется около 3 700 000 руб. Это без учёта затрат на выкуп производственных корпусов и перегрузочных станций, поскольку иногда целесообразнее их не приобретать, а арендовать. Средние ежемесячные расходы (в рублях):

  • арендные платежи – от 80 000
  • обслуживание оборудования – от 10 000
  • транспортные расходы – от 100 000
  • оплата труда – от 250 000
  • коммунальные платежи – около 25 000
  • налоги и взносы – от 100 000

Итоговая сумма – 565 000 руб. Теперь попробуем рассчитать сумму возможных ежемесячных доходов. В структуре мусорного потока содержится, как мы уже выяснили, несколько видов отходов:

Вид ТБО Доля в общем объёме, %
Бумага и картон 35
Пластмасса 3
Текстиль 9
Стекло 8
Металл 4
Неперерабатываемые отходы и органика 41

То есть сортируя в месяц в среднем 1 600 тонн ТБО, можно реализовать приблизительно 560 т макулатуры, 48 т пластмассы, 128 т стекла и 64 т металла. Учитывая средние цены на материалы, пригодные для вторичной переработки (в каждом регионе они будут свои), возможный доход составит около 800 000, а чистая прибыль – примерно 235 000 руб. При таких условиях первоначальные вложения окупятся довольно быстро – всего за пару лет.

Выводы

Организация действительно эффективного предприятия в сфере сортировки мусора – довольно сложный и продолжительный процесс, требующий к тому же существенных затрат. Однако перспективы, которые сулит такой коммерческий проект, весьма привлекательны. В условиях экономической нестабильности и стремительного сокращения природных ресурсов, многие производители предпочитают использовать более дешёвое вторичное сырьё, поэтому мусороперерабатывающая отрасль будет только развиваться.

Информация была полезна?
22 оценки, среднее: 4 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie