Демпинг
Демпинг — это продажа товаров и услуг по ценам, установленным производителем ниже рыночных, а иногда — ниже себестоимости. В качестве разовой меры демпинг нередко используют бизнес и государство как способ:
- Монетизации запасов на складах
- Реализации неликвидного товара
- Быстрого получения средств в случае угрозы более крупных убытков, чем при демпинге
Согласно законодательству многих стран, этот метод конкуренции считается недопустимым и незаконным. В международных масштабах против демпинга выступает Всемирная торговая организация. На внутреннем рынке России этому способу ценовой конкуренции противостоит Федеральная антимонопольная служба.
Цели демпинга
Цели использования демпинга компаниями и государствами могут быть следующими:
- Захват новых рынков. Демпинговая политика часто проводится странами-экспортерами и оправдывается необходимостью поддержки внутренних производителей
- Вытеснение конкурентов. Компании продают товары и услуги ниже себестоимости. Когда бизнес других предприятий становится невыгодным, компании поднимают цены и возмещают свои убытки. В частности, так поступают розничные компании
- Реализация государственной политики — например, с целью снижения процентных ипотечных ставок. Для этого создаются государственные организации и используются банки с государственным участием. В итоге ставки снижаются и коммерческим банкам не остается ничего другого, как следовать этой тенденции
- «Перетягивание» клиентов государственными банками у коммерческих кредитных организаций методом снижения тарифов. С учетом того, что банки с государственным участием обладают доступом к более дешевым финансовым ресурсам, коммерческие кредитные организации оказываются в сложной ситуации
Классификация демпинга
- Хищнический — используется как краткосрочная мера для устранения конкурентов с рынка с целью монополизации и повышения цен
- Спорадический — используется с целью реализации избыточных партий товаров на внешнем рынке по сниженным ценам со сниженной прибылью, однако, без сокращения объема производства. К этому виду относятся циклический и сезонный подвиды демпинга
- Постоянный — осуществляется за счет использования предприятием выгодных условий. К этому виду относятся: нисходящий, налоговый, зарплатный, социальный и экологический подвиды демпинга
- Обратный — реализация товаров на внутреннем рынке по ценам ниже экспортных
- Отвлекающий — экспорт по заниженным ценам в транзитную страну для дальнейшего реэкспорта в целевую страну
- Валютный — появляется при формировании в стране-экспортере заниженного курса национальной валюты. Определяется по значительному отклонению валютного курса от паритета покупательной способности валют
- Взаимный — встречная торговля двух стран аналогичными товарами по ценам, установленным ниже, чем на собственном внутреннем рынке
Антидемпинговые меры
Если демпинг причиняет ущерб отрасли, то не менее 50% компаний отрасли должны провести объективное расследование с обязательным анализом доказательств факта наличия демпинга, антидемпинговой маржи, материального ущерба и связи между ними.
На основе материалов по процедурной составляющей компетентный орган может принять решение о подаче заявления в орган по разрешению споров Всемирной торговой организации или введении ответных мер.
Ответные меры могут быть введены ещё до разбирательств в органе по разрешению споров ВТО, которые могут занимать от года до нескольких лет. Но сделать это можно не раньше чем через 60 дней от начала расследования. Размеры мер не должны быть более размеров антидемпинговой маржи.
Антидемпинговые меры в РФ
В законодательстве России предусмотрены следующие механизмы для противодействия демпингу:
- Ст. 7 ФЗ «О защите конкуренции» — предотвращает демпинг через введение понятия «монопольно низкая цена» и последующий контроль
- Ст. 37 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» — обеспечивает меры против демпинга в процессе проведения конкурса и аукциона
- Ст. 40 Налогового кодекса — применяется при проверках сделки на соответствие рыночным ценам