Актуальны ли займы «До зарплаты»? Отвечает эксперт

Юрий Муранов
Юрий Муранов
Главный редактор

Из-за новых регуляторных норм ЦБ РФ многие МФО оказались в затруднительном положении. Некоторые компании, преимущественно небольшие, под таким давлением со стороны регулятора были вынуждены покинуть рынок или уйти в теневую зону. Об этом свидетельствует аналитический материал от Центробанка «Тенденции микрофинансового рынка» по итогам второго квартала текущего года. В нем указано, что за второй квартал рынок успело покинуть 160 компаний. Кроме того, в июле текущего года были введены ограничения долговой нагрузки заемщика, что еще сильнее ужало микрофинансовые компании в своих возможностях. 

Именно поэтому возникает вопрос о том, актуальны ли займы «До Зарплаты» сейчас и насколько они стали востребованы у клиентов МФО. Ответ на «больной» вопрос нашего времени для микрофинансового рынка дал руководитель отдела по развитию продукта ООО МФК «Саммит» («ДоброЗайм») Максим Силаев.

«МФК «Саммит» («ДоброЗайм») начала выдавать Installment-займы* еще в 2015 году, предоставляя клиентам выбор вида займа для оформления. Так, в 2017 и 2018 годах доля Installment-займов по отношению к PDL-займам** составила примерно 45%, а в 3 квартале 2019 года, после ограничения процентной ставка по PDL-займам, этот показатель уже равнялся около 54%. Ограничение процентной ставки с 1 июля 2019 года до 1% в день опустили PDL-займы на грань рентабельности, что в большей степени касается оффлайн МФО из-за их больших расходов. Нашу компанию это ограничение затронуло не так сильно, но даже нам пришлось ужесточить условия выдачи PDL-займов, что, в свою очередь, порождает парадокс: МФО приравнивается к быстрым займам на короткий срок, но выдавать такие займы в объеме, который требует рынок, становится невозможным. Максим Силаев, руководитель отдела по развитию продукта ООО МФК «Саммит» («ДоброЗайм»)

Из слов эксперта можно сделать вывод, что займы «До зарплаты» остаются актуальными среди клиентов микрофинансовых компаний. Однако для самих МФО дела обстоят совершенно иначе. Подобные ограничения со стороны Банка России вынуждают компании поменять свой стиль работы, что, в итоге, повлекло за собой тенденцию к переходу МФО на выдачу преимущественно среднесрочных и долгосрочных займов, а также к активному развитию онлайн кредитования, которое позволяет сократить расходы на содержание и обеспечение физических офисов.

Совокупность этих факторов, как верно отмечает эксперт, заставляет МФО отходить от концепции «быстрых займов», которая являлась одним из главных преимуществ микрофинансовых компаний перед банками, либо же предоставлять клиентам востребованный, но практически не прибыльный для микрофинансового бизнеса продукт. Вполне вероятен исход, что позднее МФО вынуждены будут перейти преимущественно на долгосрочные и среднесрочные займы и полностью уйти в online-сегмент для сокращения расхов за счет закрытия физических офисов.

Информация была полезна?
23 оценки, среднее: 4.2 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie