Как обострение геополитики отразилось на рынке лизинга в первом полугодии 2022 года

Аналитики рейтингового агентства «Эксперт РА» рассказали, как обострение геополитической обстановки и санкционное давление в отношении России повлияло на различные сегменты лизингового рынка.

Юрий Муранов
Юрий Муранов
Главный редактор

Результаты первых шести месяцев 2022 года показали, что объем нового бизнеса на лизинговом рынке составил 770 млрд рублей. Снижение достигло 19% по отношению к аналогичному периоду 2021 года. Об этом стало известно на основании результатов исследования рейтингового агентства «Эксперт РА». Сокращение объясняется состоянием инвестиционной активности бизнеса на фоне обострения геополитики и введения антироссийских санкций. Лизинговый бизнес столкнулся с дефицитом техники и повышением цен на нее. Это произошло из-за ухода из России некоторых крупных иностранных производителей оборудования и нарушения логистических цепочек.  

динамика нового бизнеса

На спрос в сфере лизинга оказало давление существенное повышение ключевой ставки весной этого года. Это способствовало удорожанию лизинговых услуг. Аналогичный спад объемов нового бизнеса был выявлен в первом полугодии ковидного 2022 года на фоне введения ограничений из-за коронавирусной инфекции. В тот период объем нового бизнеса в первой половине 2020 года снизился на 22% по отношению к тому же периоду 2019 года. 

Из-за возникших ограничений в логистике лизинговым компаниям пришлось оперативно искать замену западным поставщикам в странах Азии, отметил Максим Калинкин, гендиректор ГК «Газпромбанк Лизинг». 

Корпоративный лизинг

Рынок лизинга подразделяется на корпоративный и розничный сегменты. В первом случае речь идет об авиатранспорте, ж/д технике, морских и речных судах. Спад в корпоративном сегменте на 30% объясняется сокращением объемов нового бизнеса с морскими и речными судами на 94%, а также авиатранспорта — на 14%. 

Сокращение объемов лизинга водных судов обусловлено вводом антироссийских санкций. Иностранные партнеры приостановили поставки российским лизингодателям, порты европейских стран прекратили обслуживать суда России. Это способствовало сокращению планов российских судовладельцев по наращиванию и модернизации флота. 

Сектор авиатранспорта пострадал от ограничений, наложенных на международные рейсы для авиаперевозчиков России. В итоге потребность в новом авиатранспорте уменьшилась. Авиаперевозчики в основном берут самолеты в операционную аренду. Уменьшение объемов авиализинга способствовало сокращению процента операционного лизинга в портфеле по результатам первой половины 2022 года с 16 до 10%. Уменьшение экспорта объясняет снижение объемов железнодорожной погрузки в первой половине текущего года на 2,8% в сравнении с тем же периодом 2021 года. Это негативно воздействует на лизинг ж/д транспорта. 

Однако ж/д транспорт по-прежнему является приоритетным направлением лизингового бизнеса. В этом секторе наблюдается сохранение спроса на лизинг вагонов, отметил гендиректор ГК Сбербанк Лизинг, Вячеслав Спиров. 

структура нового бизнеса по сегментам

Розничный лизинг

Объем нового бизнеса в розничном секторе уменьшился на 15%, это вдвое меньше сокращения в корпоративных сегментах. На последние сильнее воздействуют антироссийские санкции. 

Максимальное сокращение в розничных секторах наблюдается в автолизинге, где объем нового бизнеса сократился на 17%. Спад объемов автолизинга обусловлен в большей части снижением автопродаж на фоне усилившегося дефицита авто и повышения цен на них из-за прекращения деятельности в нашей стране многих иностранных автопроизводителей. При этом процент автолизинга в общем объеме нового бизнеса, несмотря на уменьшение его абсолютного выражения, сохранился на уровне 2021 года — 46%. 

В меньшей степени прослеживается спад в строительной и дорожно-строительной технике. Реализация госпрограмм «Жилье и городская среда» и «Безопасные качественные дороги» поддерживает этот сегмент. Помимо этого, в данном сегменте не было высокой концентрации ушедших из России компаний. Лизинг строительной техники в основном представлен недорогой техникой, поставляемой из дружественных стран. 

Если рассматривать сегмент сельхозтехники, то объем нового бизнеса в нем остался прежним. Основной процент приходится на «Росагролизинг», который работает с российской техникой, в том числе в рамках льготной программы аграриев. 

В секторе недвижимости объем нового бизнеса вырос более чем в три раза. В основном это стало возможным за счет больших проектов «Газпромбанк Лизинг». 

Итоги первого полугодия 2022 года

В первом полугодии 2022 года по сравнению с тем же периодом 2021 года наблюдается снижение числа новых сделок в лизинговом бизнесе со 198 тысяч до 135 тысяч штук или на 32%. При этом сумма лизинговых договоров за указанный период снизилась на 7%. Незначительное уменьшение обусловлено повышением цен на предметы лизинга, а также существенным ростом процентных ставок. Благодаря этому сумма новых договоров снизилась в меньшей степени, чем по новому бизнесу, который не отражает финансовых надбавок в договорах. 

динамика лизингового портфеля

Объем лизингового портфеля по состоянию на 1 июля текущего года — 6,1 трлн рублей. Уменьшение с начала этого года составило 5%. Кроме снижения суммы лизинговых сделок это показывает переоценку валютных договоров на фоне укрепления национальной валюты. 

Если рассматривать показатели лизинговых компаний по собственникам, то увеличение общего объема нового бизнеса в первой половине года показывают только лизинговые компании, которые являются собственностью банков России. Процент таких компаний увеличился с 43 до 55%. 

Существенный спад продемонстрировали зарубежные компании. У них рынок нового бизнеса сократился втрое. Процент таких участников рынка уменьшился с 12 до 4%. Динамика отражает общий тренд по сворачиванию бизнеса иностранными компаниями. Лизинговые компании, находящиеся в собственности государства, сохранили свою долю рынка в размере 12% в первой половине текущего года. При этом снижение объемов их бизнеса составило 25% в этот период. Доля таких компаний в новом бизнесе снизилась с 32 до 29%. 

По результатам первой половины 2022 года, как и в 2021 году, «Газпромбанк Лизинг» занимает лидирующую позицию на лизинговом рынке. Увеличение нового бизнеса этой компании составило 72% в первой половине текущего года. Замыкают тройку лидеров «ВТБ Лизинг» (48%) и ЛК «Европлан» (-12%). По объему нового бизнеса на десять ведущих лизинговых компаний пришлось 73% объема нового бизнеса против 61% в первой половине 2021 года. В основном это объясняется завершением своей деятельности зарубежных компаний в нашей стране. 

В десятку лидеров по объему нового бизнеса в первые шесть месяцев 2022 года вошли следующие компании: 

  • Сбербанк Лизинг с темпом прироста нового бизнеса (-25%)
  • ГК Альфа-Лизинг (5%)
  • ГК Балтийский лизинг (-11%)
  • РЕСО-Лизинг (-13%)
  • Росагролизинг (104%)
  • ГК ПСБ Лизинг (-32%)
  • Государственная транспортная лизинговая компания (-76%)
Источник: Expert
Информация была полезна?
11 оценок, среднее: 4.8 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie