Франшиза

Франшиза представляет собой договор с компанией-собственником об использовании ее бренда на определенных условиях. Обычно под брендом данной компании можно открыть подобный или сопутствующий бизнес, предоставлять услуги или производить продукцию.

По статистике, 80% компаний, выбирающих франчайзинг, ведут предпринимательскую деятельность на рынке и получают при этом прибыль в течение пяти лет. Если провести параллель с обычными компаниями, которые были созданы самостоятельно, то подавляющее большинство из них не выдерживает даже двух лет на рынке.

Стоимость франшизы

Стоимость франшизы начинается от нескольких тысяч долларов. Стоит отметить, что успешный франчайзинговый бизнес в среднем можно запустить при наличии 0,5–2 млн долларов. С такими инвестициями можно, к примеру, открыть свою точку Макдоналдса.

Традиционно в стоимость франшизы входит первоначальная закупка (для торговой франшизы) и поставка сырья (для производственной), а также иные преимущества от владельца бренда и бизнес-модели. Существуют известные франшизы, стоимость которых составляет от 12 тысяч долларов.

В стоимость необходимо включать, помимо оплаты компании — собственнику бренда, ежемесячное роялти. Размер роялти может варьироваться от 5% от выручки, как у «Крошки Картошки», до 13–17%, как у «Пятерочки». Это нужно учитывать при планировании бизнеса по франшизе.

Благоприятным моментом при покупке франшизы у известных, но дорогостоящих компаний является наличие рассрочки. Например, в Макдоналдсе можно рассчитывать на рассрочку сроком на 7 лет, а изначально внести только 25% от стоимости франшизы.

Сколько можно заработать на франшизе?

Доход рассчитывается заранее собственником бизнеса, его несложно спрогнозировать. Обычно в документации приводится период окупаемости инвестиций. Зачастую данный срок составляет примерно два года. Также указывается уровень прибыли на основе средних параметров, полученных на уже функционирующих объектах подобного типа.

Несмотря на размер прогнозируемой прибыли, ее нужно рассчитывать до момента выхода на чистый доход. Кроме того, покупатель франшизы (франчайзи) должен включить все сопутствующие расходы. Например, если с франшизы с доходностью 15 тысяч долларов нужно отдавать 7,5 тысячи долларов владельцу, а расходы составят 3,75 тысячи долларов, то период окупаемости может составить в два раза больше, чем у менее прибыльной компании.

Популярные франшизы

В России франшизы пользуются спросом. Своеобразную оценку рынка франчайзинга в виде рейтинга топ-100 франшиз в 2020–2021 годах составил портал БиБосс. Были выявлены наиболее стабильные и востребованные франшизы.

Они оценивались по множеству критериев:

Таким образом были определены самые активно развивающиеся в нашей стране франшизы, являющиеся привлекательными для инвесторов. Первое место в данном рейтинге заняла медицинская лаборатория «Гемотест», второе — независимая лаборатория «Инвитро», а третье — лабораторная служба «Хеликс». Пятерку лидеров замкнули всемирно известные пекарни Cinnabon и зоомагазин «Ле, Муррр».

Популярностью также пользуются кафе японской кухни, рестораны быстрого питания, сети кофеен, курьерские службы доставки, магазины одежды, салоны красоты и иные бизнес-направления.

При выборе франшизы не стоит сравнивать ее с подобными по стоимости и прибыльности. Лучше разделить имеющиеся франшизные предложения по направлениям и сравнивать ее с аналогичными:

При оценке франшизы по прибыльности, необходимо не забывать о том, что в интересах инвестора нужно использовать наиболее отлаженную и проверенную бизнес-систему, работать в привлекательной для покупателя области, максимально уменьшать риски, получить доступ к готовым бизнес-материалам и маркетинговым инструментам, получить уже созданную систему поставок товара, сырья, материалов для работы.

Мы используем файлы Cookie