Интернет-банкинг
Интернет-банкинг — это система, позволяющая клиенту банка управлять своим банковским счетом через интернет. Такая система может быть реализована двумя способами:
- Тонкий клиент. Здесь доступ к системе предоставляется на сайте самого банка, который загружается в любом совместимом браузере. Для входа можно использовать любое устройство (компьютер, ноутбук, планшет, телефон) на любой ОС
- Толстый клиент. Здесь доступ к программе предоставляется через специализированное программное обеспечение (клиент-банк), которое нужно установить на компьютер. Таким способом обычно предоставляется интернет-банк для бизнеса
Проводимые через интернет-банкинг операции требует подтверждения от пользователя одним из следующих методов:
- Электронной цифровой подписью
- Одноразовым паролем, который отправляется в SMS или генерируется в OTP-токене
- Постоянным платежный паролем
Стоимость проведения платежных и иных операций в интернет-банке, как правило ниже, чем в отделении банка, так как все действия совершает сам пользователь, без участия сотрудников. За операции, проводимые внутри одного банка, обычно бесплатные, комиссия взимается только за межбанковские переводы. Для физических лиц интернет-банк обычно предоставляется бесплатно, для бизнеса его обслуживание может быть включено в стоимость расчетного счета.
Для безопасного использования в интернет-банк необходимо входить с проверенного компьютера и через безопасное интернет-соединение. Важно установить на компьютер надежный антивирус, не предоставлять третьим лицам логины, пароли и другие данные для входа в систему. Не все пользователи соблюдают эти правила, из-за чего они становятся жертвами мошенников.
Среди преимуществ интернет-банкинга выделяют:
- Простое использование даже для неопытных пользователей
- Удобство — с помощью сервиса можно совершать почти любые операции без визита в банк
- Экономия — комиссии в интернет-банке обычно в несколько раз меньше, чем в отделениях
- Скорость обработки — все транзакции обрабатываются в режиме реального времени
- Снижение риска ошибок — автоматическая система не даст вам указать неверную информацию
- Конфиденциальность — для доступа в личный кабинет необходимы логин и пароль, все данные передаются в банк и обратно в зашифрованном виде
- Контроль — в любой момент клиент может уточнить информацию по своим счетам и транзакциям, как текущую, так и за прошедшие периоды
- Автоматизация — в интернет-банке можно создавать шаблоны операций и заполнить реквизиты автоматически, что позволит упростить проведение повторяющихся операций
При подключении интернет-банка клиент получает логин и пароль для входа в систему. Одни банки выдают эти ключи при личном обращении в отделение банка, другие позволяют зарегистрироваться в системе на сайте, в банкомате или по телефону.
В интернет-банке можно проводить следующие операции:
- Открывать и закрывать счета
- Выпускать, перевыпускать, блокировать и закрывать банковские карты
- Получать доступ к истории операций, запрашивать выписка
- Подключать и отключать дополнительные услуги
- Переводить средства между счетами и картами
- Оплачивать задолженности по кредитам, коммунальные платежи, налоги, штрафы, связь и другие расходы
- Оплачивать выставленные счета
- Заказывать справки и детализации
- Подавать заявки на другие продукты банка - например, кредиты
- Управлять лимитами операций, настраивать шаблоны и автоплатежи
- Получать доступ к платежным реквизитам
- Обмениваться документами с банком