Предложение в рыночной экономике
Предложение в рыночной экономике — это готовность производителей, продавцов и поставщиков предложить свою продукцию (товары, услуги, работы) для их продажи на рынке в определенное время на определенных условиях.
Предложение может быть:
- Индивидуальным — когда речь идет о конкретном производителе или продавце
- Общим — когда рассматривается предложение всей продукции определенного вида
- Совокупным — когда подразумевается общая величина предложения всех товаров всеми продавцами, которые действуют на рассматриваемом сегменте рынка
В экономической науке изучается преимущественно общая величина предложения.
От чего зависит предложение
На величину предложения влияют следующие факторы:
- Цена
- Средства и объемы производства
- Ресурсы: материальные, трудовые, финансовые
- Используемые технологии
- Потребительская активность
- Инфляционные ожидания
- Налогообложение и другие
Закон предложения
Закон предложения — зависимость величины предложения от цены продукции. При условии неизменности прочих факторов величина предложения будет расти вместе с увеличением цены. И наоборот — по мере уменьшения цены величина предложения будет уменьшаться.
Графически закон предложения изображается в виде кривой предложения, показывающая соотношение между объемом товара, которые производители готовы продать, и рыночными ценами.
Если прирост предложения опережает рост цен, предложение характеризуется как эластичное. Если, наоборот рост цен опережает прирост предложения, предложение называется неэластичным.
На эластичность предложения влияют следующие факторы:
- Особенности производственного процесса
- Время изготовления продукции и ее способность к длительному хранению
- Время, в течение которого производители реагируют на изменение цен (предложение будет неэластичным, если для расширения производства при повышении цены требуется много времени)