THE TRENDS 2.0 — второй международный форум о новейших технологиях
Реклама. ООО «ТОПФРЕНД», ИНН:7701397460, ERID:2SDnjcSusG4
Подробнее

Банки стали реже отказывать клиентам в обслуживании

Банки стали реже блокировать счета своих клиентов, хотя сохранили бдительность. 

Согласно отчету Росфинмониторинга, число отказов от банков обслуживать своих клиентов в 2019 году сократилось по сравнению с 2018 годом на треть. Это связывают с эффективным отслеживанием операций и уменьшением блокировок счетов. Также финансовые организации восстановили в правах в три раза больше «отказников». Положительную динамику связывают с увеличением финансовой грамотности клиентов и введением рассмотрения предварительных заявок. Положительную роль сыграл черный список Центрального банка. Клиентов, находящихся в нем, просто не берут на обслуживание. Но бизнес по-прежнему зависит от излишней бдительности банков.

Ограничительные меры

По сведениям Минэкономразвития, в сентябре прошлого года запретительные действия банков на себе испытали 750 тысяч предпринимателей. В отчете не указывается сколько клиентов получили отказы в 2019 году. Но уточняется, что у физических лиц число отказов снизилось на 30%, у ИП – на 35%, у юридических лиц – на 20%. Банк может отказать провести операцию, заключить договор на открытие счета или прекратить сотрудничество на основании 115-ФЗ. ЦБ с 2017 года ведёт список организаций, которым отказали в обслуживании. Он регулярно попадает в банки, не является основанием для отказа, но принимается во внимание.

Данные по «отказникам» за 2017 и 2018 года в отчете Росфинмониторинга не приводятся. В 2016 году отклонили заявки 350 тысячам предпринимателей. Это в 2,6 раза больше, чем в 2015 году. Отмечается, что количество отказов сокращается из-за ответственного соблюдения «антиотмывочного» закона гражданами и финансовыми организациями.

Восстановление в правах

Одновременно с уменьшением количества отказов в 2019 году, отмечен рост реабилитированных клиентов. Их количество согласно отчету увеличилось с 8 до 23 тысяч. Положительную тенденцию связывают с рекомендациями ЦБ, подготовленными для предпринимателей в 2019 году. Примечания касались выполнения закона о противодействии по отмыванию денег. С апреля 2019 года изменился порядок направления отказов организациям, в зависимости от уровня риска ранее проводимых операций.

Помимо этого, с 2017 года клиенты имеют право подать заявку на отмену решения об отказе. В результате процедуры было реабилитировано 24 тысячи клиентов и аннулировано 53 тысячи отказов. Служба по финансовому мониторингу отметила эффективность запретов для сокращения теневого сектора. Ограничительные меры пресекли вывод в нелегальный оборот на 15% больше средств, чем в 2018 году. Это порядка 200 миллиардов рублей. Также, государственные органы продолжают выявлять и арестовывать средства за рубежом. В 2019 году было собрано и передано материалов для возврата денег из-за рубежа на сумму 50 миллиардов рублей.

Мнение банков и юридических организаций

Представители Промсвязьбанка и банка Зенит подтвердили тенденцию сокращения отказов от обслуживания. Они также связывают это с повышением финансовой грамотности. Клиенты стали внимательнее относиться к ведению операций по счетам и соблюдению норм, установленных законодательством. Также банки уточнили, что риски некорректного обналичивания смещаются в сторону рознично-сервисного сектора, где сейчас больше выручки.

В банке Зенит отметили, что они работают над привлечением проверенного бизнеса. А также сначала рассматривают предварительные заявки на открытие счета, отклонение которых не влечет отказа и занесения в черный список. Снижение отказов в начале 2020 года напрямую связывают с уменьшением открытия счетов из-за пандемии. Банк “Открытие” сообщил, что отказывает клиентам только в случае серьезных подозрений о ведении рискованных операций.

По мнению юридических организаций, в 15% случаях банки просто блокируют счет без объяснения причин. Связывают это со слишком обтекаемыми формулировками закона о противодействию отмыванию. По закону многие операции могут оказаться неправомерными. Обязательного контроля требуют транзакции превышающие 600 тысяч рублей, сделки с недвижимостью более 3 миллионов рублей и поступления с зарубежных счетов свыше 100 тысяч рублей.

Поэтому банкам иногда легче заблокировать счет после поступления средств, а потом разбираться в причинах. Это происходит после предъявления претензий и не всегда кончается положительным решением. Кроме этого, после блокировки банк просит деньги за открытие нового счёта. И предприниматели вынуждены соглашаться для исключения простоя бизнеса. По оценке эксперта Академии управления финансами и инвестициями Геннадия Николаева, только 15% блокировок связано с отмыванием денег. А остальные заставляют предпринимателей испытывать неудобства от ошибок и излишней придирчивости финансовых организаций.

Информация была полезна?
13 оценок, среднее: 4.6 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie