Что такое франшиза
Франшиза — это вид партнерского соглашения между двумя предпринимателями. Один из них продает другому бизнес-идею и право пользоваться брендом, стандартами работы, технологиями. Он называется франчайзер, а покупатель — франчайзи.
Стоимость франчайзингового пакета складывается из паушального взноса, который вносится единовременно сразу после заключения договора, и регулярных платежей — роялти. Эту плату управляющая компания взимает за набор прав и мер поддержки.
Сотрудничество оформляется путем заключения письменного договора коммерческой концессии, в котором отражены все подробности взаимодействия сторон. Документ наделяет франчайзи правами и обязанностями. Он обязан строго следовать установленным правилам. Иначе не получится достигнуть заявленной окупаемости и прибыльности.
Что нужно знать перед покупкой франшизы
- Купить программу может зарегистрированный в ФНС предприниматель (ИП, юридическое лицо, самозанятый)
- Наличие и размер обязательных платежей зависят от франчайзера
- Предварительный анализ рынка поможет оценить уровень спроса, общие тенденции развития, конкурентов
- Франчайзер выставляет требования к партнеру и будущей точке, например, локация и площадь помещения
- Город или район может быть занят другим франчайзи этой сети, и открыть новое заведение не получится
- Перечисленные в предложении цифры могут быть занижены, рекомендуем внимательно перепроверять расчеты
- Реальный отзыв о работе с конкретной компанией можно получить от других франчайзи, это поможет увидеть готовый бизнес изнутри
- Требуется изучить параметры франшизы — входящие в пакеты меры поддержки, размер паушального взноса, наличие и принцип расчета роялти, сумма начальных вложений, срок предполагаемой окупаемости, доходность точки, доступные форматы заведения
Что входит в пакет франшизы
Список может меняться в зависимости от компании, но в среднем франчайзинговая программа содержит:
- Схему работы — управление продажами или производством, подробное описание бизнес-процессов, правила взаимодействия персонала с клиентами и другие стандарты компании
- Право использовать название и торговый знак
- Обучение франчайзи и персонала — онлайн и офлайн курсы, методические пособия
- Поддержку и консультации — маркетинг, IT, бухгалтерия, юрист, персонал
- Запуск точки — выбор помещения, ремонт, дизайн, закупка оборудования и мебели, выездная команда для открытия
- Сотрудничество с поставщиками — условия закупки товаров, сырья, материалов
- Право на территорию — франшизные точки распределяются равномерно, например, только один партнер в каждом городе
Стоимость открытия франшизы
На стартовые затраты влияет несколько факторов:
- Сфера деятельности. Чтобы открыть онлайн-школу, потребуется около 100 000 рублей, для салона красоты — 500 000 рублей, а для ресторана или кафе уже нужны 2–3 миллиона рублей
- Размер паушального взноса. Этот платеж вносится сразу, поэтому входит в первоначальные инвестиции. При его отсутствии траты значительно сокращаются
- Условия франчайзера. Вложений на старте потребуется меньше, если партнер предложит выгодное сотрудничество — аренду оборудования, безвозмездную поставку рекламных материалов, товары под реализацию
За что платят при покупке франшизы
Виды платежей в адрес франчайзера:
Паушальный взнос | ||
Тип взноса | Разовый | |
Когда вносится | Единовременно после подписания договора | |
Как рассчитывается | Фиксированная сумма | |
Особенности | Для популярных брендов и расширенного пакета поддержки стоимость будет высокой | |
Роялти | ||
Тип взноса | Регулярный | |
Когда вносится | Ежемесячно или ежеквартально | |
Как рассчитывается | Фиксированная сумма, % от прибыли или % от оборота | |
Особенности | В первые несколько месяцев после запуска может не взиматься, пока франчайзи не наладит работу | |
Дополнительные платежи — маркетинг, выездная поддержка и другие сервисы | ||
Тип взноса | Регулярный и разовый на усмотрение франчайзера | |
Когда вносится | По согласованию | |
Как рассчитывается | По согласованию | |
Особенности | На усмотрение франчайзера. Одни компании закладывают эти платежи в паушальный взнос или роялти, другие — выделяют отдельно |
Кроме этих взносов инвестировать нужно в организацию бизнеса — аренда и ремонт помещения, закупка товара, найм персонала. Плюс после запуска предпринимателя ждут ежемесячные текущие расходы — аренда, коммунальные услуги, закупка товаров, реклама, сотрудники.
Что дает покупка франшизы
Популярность франчайзинговой схемы объясняется рядом преимуществ для покупателя:
- Готовая бизнес-модель и конкретная схема работы. Не нужно ничего выдумывать и искать. Франчайзер дает подробную инструкцию, как начать дело и как дальше работать, чтобы получать прибыль. Большинство процессов автоматизированы, все цифры рассчитаны, правила установлены — требуется просто присоединится
- Помощь и обучение. Купить франшизу может даже новичок в отрасли или в бизнесе. Предпринимателя и его сотрудников обучают специалисты. Все сложные вопросы можно задать куратору, чтобы проконсультироваться, например, по оформлению сотрудников или уплате налогов
- Узнаваемость бренда. Клиенты уже знакомы с этим заведением или товаром, поэтому не нужно тратить время и средства на продвижение с нуля
- Скорость в запуске и развитии. Франчайзинговая модель обеспечивает быстрое открытие, возврат первоначальных вложений, масштабирование
- Обмен опытом. Взаимодействие с другими партнерами сети позволит быстрее вникнуть в дело, узнать много полезной информации
- Минимизация рисков. Угроза потерять вложения и не добиться успеха сведена к минимуму, многие франчайзеры даже предлагают гарантию окупаемости или возврат вложений
Как заключить договор франшизы
Предлагаем универсальную пошаговую инструкцию для будущего франчайзи:
Выбрать нишу, изучить разные предложения
Проверить список требований к партнеру, возможность открыть точку в конкретном городе
Обратиться к франчайзеру, чтобы получить бизнес-план
Проанализировать полученную схему, проверить расчеты
Правильно оценить финансовое положение и достаточность инвестиций
Задать представителю управляющей компании все возникшие вопросы
Проконсультироваться с юристом
Подписать договор
Законы РФ не раскрывают понятие «франшиза», поэтому стороны заключают договор коммерческой концессии. Если возникли малейшие сомнения, рекомендуем пообщаться с франчайзером, чтобы узнать все подробно. В этой ситуации пригодится юридическая помощь, это поможет защититься от неприятных неожиданностей.
Как расторгнуть договор франшизы
В договоре указаны правила его расторжения, Поэтому нужно внимательно изучить документ и обратить внимание на:
- Сроки, которые соблюдаются для подачи уведомления франчайзеру. Если они не указаны, уведомить о намерении расторгнуть бессрочный договор нужно за шесть месяцев
- Финансовые обязательства. Компания вправе взимать неустойку за досрочное прекращение сотрудничества
- Условия возврата имущества. Нужно узнать, как правильно вернуть арендованное оборудование, остатки рекламной продукции, товара. Уточните правила закрытия точки
Сообщить в управляющую компанию о расторжении договора нужно письменно. После этого участники должны согласовать порядок действий. Рекомендуем обратиться к юристу, если не получается договориться с партнером или возникают финансовые вопросы.
Каталог франшиз на портале ВсеЗаймыОнлайн
ВсеЗаймыОнлайн включил в каталог франшиз 2023 года топ-предложения от российских и иностранных брендов. Здесь собраны самые интересные идеи для малого и среднего бизнеса. Списком удобно пользоваться — отсортируйте предложения по категориям или объемам инвестиций. Либо сразу откройте тематическую подборку, например, до 500 000 рублей, для начинающих или с гарантией окупаемости.
Направления франчайзинговых программ
- Спорт, здоровье, красота
- Производство
- Питание
- Медицина
- Детские франшизы
- Торговля
- Услуги для населения
- Обучение
- Отдых
- Услуги для бизнеса
- Финансы
- Бизнес в интернете
- Строительство, ремонт
- Автомобили
О каждом предложении можно прочесть подробный обзор с фото или заказать презентацию по электронной почте.
Часто задаваемые вопросы при открытии франшизы
Что такое франчайзинг?
Франчайзингом называют способ масштабирования бизнеса, который использует компания для развития, увеличения географической представленности, роста прибыли. Кроме того, этот термин используется, чтобы описать отношения между франчайзером и франчайзи.
Свой бизнес с нуля или по франшизе — с чего лучше начать?
Точного ответа на этот вопрос не существует. Все очень индивидуально. Один предприниматель не приемлет зависимости, поэтому готов продвигать только собственный бренд. Другой хочет вложить свободные средства в прибыльный бизнес с быстрой окупаемостью, из-за этого рассматривает любые доступные варианты. Третий только начинает, при этом не понимает, как организовать весь процесс от начала до конца.
Франшиза поможет на старте, при нехватке опыта и знаний или подойдет в качестве дополнительного направления уже действующему бизнесмену. Но иногда разумнее взять собственную идею для развития:
- Сильная конкуренция в этом сегменте в регионе присутствия потенциального франчайзи
- Жесткие условия сотрудничества, крупные взносы в адрес франчайзера, которые практически не оставляют прибыли
- Неизвестный или несущественный бренд. Незнакомая марка, которую никто не знает или ее роль в продвижении не важна
- Простая схема без преимуществ. Зачем платить лишнее, если такой же бизнес можно организовать самостоятельно
- Низкое качество услуги. В массе различных франшиз встречаются откровенно низкопробные проекты, сделанные наспех, нацеленные на быстрое получение прибыли, а не на развитие
Какие франшизы самые популярные?
Традиционно популярен франчайзинг в сфере общественного питания и торговли. Больше всего предложений можно найти по открытию магазина, ресторана, кафе, точки фастфуда. Но в последние годы появилось много франшиз, связанных с интернетом — онлайн-школы и магазины, разработка ПО, выход на маркетплейсы.
Какие франшизы самые популярные?
Опираться в выборе франчайзинговой программы нужно на бюджет и предпочтения потенциального франчайзи. Сначала выберите одну или несколько ниш, которые вам интересны и соответствуют имеющемуся опыту. Затем проведите анализ конкурентов, покупательского спроса, предполагаемой доходности, а после оцените, хватит ли имеющейся суммы на покрытие всех расходов. После этого можно обращаться к представителю бренда.
На этой странице можно легко отобрать франшизы по категориям или затратам, чтобы быстро составить список по индивидуальному запросу.
Как работает франшиза?
Смысл франчайзинга состоит во взаимовыгодной совместной работе сторон. Партнеры заключают договор, в котором отражены все детали о правах и обязанностях участников. Согласно документу франчайзер разрешает работать под своим торговым знаком, обучает стандартам ведения деятельности, передает технологии, инструкции, методические пособия. Франчайзи за установленную плату получает готовую бизнес-модель и поддержку, но обязуется соблюдать требования.