Банки снизили долю возврата денег, украденных мошенниками
В прошлом году банки вернули обманутым мошенниками клиентам только 11,3% от общего объема похищенных средств. В 2019 году вернули 14,6%. Об этом говорится в очередном обзоре Центрального банка России. Такой уровень возврата средств обусловлен договорными отношениями кредитных организаций со своими клиентами, утверждают в регуляторе. Кредитные организации не возвращают деньги, если со стороны клиента было зафиксировано нарушение договора, который предусматривает важность сохранения конфиденциальности платежной информации.
Центральный банк России уже начал разрабатывать меры по улучшению механизма возврата средств, узнали журналисты РБК. Регулятор собирается стимулировать повышение качества антифрод-процедур. Банки должны получить больше информации о клиентах. Будут введены новые технологии, связанные с цифровыми отпечатками устройства, изменен механизм возврата украденных средств на законодательном уровне. Но пока неизвестно, как именно это будет происходить. В Центробанке говорят, что это непростая задача с юридической точки зрения.
Мошенникам удалось похитить 9,7 миллиарда рублей в 2020 году. С ростом популярности электронных платежей появляются новые мошеннические сценарии. Основная часть средств была похищена у физических лиц. Как правило, злоумышленники пользуются методами социальной инженерии. Они успешно используются за счет нелегального оборота персональных данных. Мошенникам чаще всего везет при использовании каналов дистанционного банковского обслуживания. Они похитили большую часть денег через банкоматы и платежные терминалы, а также при операциях без присутствия карты. Например, при оплате в интернете.
У злоумышленников популярны мобильные приложения и банковские сайты. Через них также активно крадут деньги. Здесь зафиксирована самая высокая доля социальной инженерии. Характер атак обычно целевой.
Хищения в основном происходят по причине невнимательности и доверчивости самих клиентов. Этим и объясняется низкая доля возвратов. Банки не могут вернуть деньги, если клиент был проинформирован о проведении операции и согласился перевести средства со своего счета на другой. Методы социальной инженерии как раз направлены на то, чтобы получить согласие на операцию, а это снимает с банка ответственность.