THE TRENDS 2.0 — второй международный форум о новейших технологиях
Реклама. ООО «ТОПФРЕНД», ИНН:7701397460, ERID:2SDnjcSusG4
Подробнее

Банки вернули прежнюю комиссию за прием карт в интернете

Крупнейшие банки России с 1 октября возвращают обычные значения эквайринговых ставок для интернет-магазинов за оплату товаров картами. Льготная ставка в размере 1 процента, установленная Центральным банком в середине апреля для сдерживания последствий пандемии коронавируса, перестает действовать. Возвращаются к докризисным значениям Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, «Русский стандарт», Альфа-банк, Московский кредитный банк и «Открытие». Информация от Тинькофф Банка пока не поступала. 

О льготной ставке

Комиссия за эквайринг — это плата за прием карт, которую магазины отдают банкам. Большая часть суммы – межбанковская комиссия. Ее значение устанавливается по правилам платежной системы. Остальная часть – это комиссия банка-эквайера и комиссия в адрес платежной системы. Среднестатистическое значение за эквайринг составляет от 1,2 до 2,2 процентов. Сумма зависит от категории товара или услуги, а также типа банковской карты. 

Для борьбы с последствиями пандемии Центральный банк РФ с 15 апреля по 30 сентября включительно уменьшил комиссию за эквайринг до 1 процента от цены товаров для некоторых категорий онлайн-продавцов. Оплату по льготной ставке могли проводить компании из сегментов продуктов питания, медицинской продукции и лекарств, одежды и товаров повседневного спроса. По мнению экспертов, эта введенная ЦБ мера помогла бизнесу в период пандемии. 

Однако 1 октября действие этого тарифа закончилось. Возвращаются на прежний уровень и межбанковские комиссии, являющиеся частью эквайринговой ставки, которые также снижали до 0,7 процентов. Об этом сообщили представители Visa, Mastercard и «Мир». У «Мир» действуют пониженные ставки для медицинских учреждений.

Руководитель департамента эквайринга ВТБ Алексей Киричек отмечает, что параллельно со снятием ограничений по максимальным ставкам эквайринга платежные системы возвращают и уровень межбанковских комиссий к начальным докризисным значениям. Получается, что издержки эквайринга увеличиваются, и это повлечет убытки при сохранении ставки в 1 процент. 

Эффективна ли была льготная ставка

Введение льготной ставки помогло предприятиям пережить шок, который был связан с ограничительными мерами. Компании смогли приспособиться к изменениям канала продаж. После снятия ограничений рынок восстанавливается, следовательно, во льготах больше нет смысла, отмечает представитель МКБ. 

В Сбербанке отметили, что ставка в 1 процент действовала до 1 октября, но в случае необходимости банк «готов рассмотреть возможность новых вариантов поддержки своих клиентов». 

В Газпромбанке заметили, что ограничение эквайринговых ставок привело к уменьшению программ лояльности по картам. В ГПБ также отметили, что снижения цен ретейлеров не было, а регулирование ставок по большей части негативно сказалось лишь на потребителях. 

По словам Киричека из ВТБ, уровень комиссий эквайринга экономически обоснованный и складывался годами. Поэтому он не сильно повлияет на настоящие реалии ведения интернет-торговли. 

В Альфа-Банке, наоборот, отметили рост оборотов интернет-эквайринга в различных категориях (не только льготных). 

Президент Ассоциации компаний Интернет-торговли Артем Соколов говорит, что интернет-эквайринг с льготными условиями стал дешевле POS-терминалов. Это понимание послужило толчком к развитию приема карт в онлайн и разработке новых технологий, связанных с этим. Есть определенный риск того, что некоторые интернет-магазины после возвращения к привычной ставке снова начнут пользоваться POS-терминалами, что лишит покупателей былых удобств. 

Директор департамента эквайринга банка «Открытие» Александр Дынин объясняет, что спрос на товары для повседневной жизни вырос прежде всего за счет перераспределения объемов офлайн-бизнеса. Частично, по словам эксперта, тренд был сломлен после снятия ограничений, но часть трафика, зашедшего в электронную торговлю, осталась, так как покупатели «распробовали» онлайн-покупки. 

Сооснователь и гендиректор CloudPayments Дмитрий Спиридонов говорит, что больше всего вырос спрос на онлайн покупки товаров питания и первой необходимости. Большую часть продаж осуществляли большие магазины – у них были возможности тратить бюджет на грамотный маркетинг. Спиридонов отмечает, что наиболее ощутимо влияние решения ЦБ по ставкам именно для крупного бизнеса. После отмены льготной ставки предприятия смогут закладывать расходы на уплату комиссии, и, как следствие, в отраслях, где действовали ограничения, будет рост среднего чека. 

В Центральном банке считают, что сохранить баланс интересов поможет Система быстрых платежей (СБП). Комиссия за оплату составляет не более 0,7 процентов, она зависит от вида деятельности предприятия и суммы транзакции. В среднем, как отмечают представители регулятора, это в 2,5-3 раза ниже, чем эквайринговые ставки.

Информация была полезна?
12 оценок, среднее: 4.7 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie