ЦБ отказался внедрить саморегулирование на рынке банковских продуктов

Банкам удалось убедить регулятор не вводить новый надзорный орган, который контролировал бы их работу. Исходя из позиции кредитных организаций, Центробанк отложил вопрос по введению саморегулируемых организаций (СРО). Об этом стало известно из официального отчета Банка России.

Напомним, в 2019 году ЦБ предложил кредитным организациям создать и ввести дополнительную структуру, в функционал которой будет входит надзор за поведением кредитных организаций на рынке банковских услуг. Предполагалось, что орган будет регулировать и контролировать защиту прав потребителей. Таким образом могло быть решено несколько проблем рынка - в частности, навязывание продуктов. В настоящее время такие СРО уже функционируют в микрофинансовом секторе.

ЦБ сообщается, что банки не готовы к созданию СРО - это стало очевидным после обсуждения вопроса с их представителями. Объясняется это тем, что банки уже находятся под надзором многих ведомств, и специалисты финансовых институтов должны соответствовать действующим нормам в части квалификации, а также следить за деловой репутацией. Такие доводы привел представитель Банка России.

Однако, регулятор не отступается от введения контроля за соблюдением прав клиентов банков. В начале этого года председатель ЦБ Эльвира Набиуллина сообщила, что, возможно эта сфера вскоре будет регулироваться законодательно. Таким образом, ЦБ рассмотрит вариант создания  правил организации работы банков с их клиентами. 

Набиуллина отметила, что продажа финансовых продуктов должна регулироваться определенными правилами, поскольку наблюдается большое количество случаев их недобросовестной продажи.

Об этом также свидетельствует неутешительная статистика жалоб граждан на банки. Так, согласно официальным данным регулятора, за первое полугодие текущего года потребители банковских продуктов подали на кредитные организации 106,6 тысяч жалоб.

Если сравнивать данные с аналогичным периодом 2019 года, то в процентном соотношении количество обращений от клиентов возросло на 44,1%. Центробанк отметил, что большинство жалоб поступило от потребителей, которые проводили реструктуризацию своих кредитов в период пандемии коронавируса.

В начале 2020 года в Центробанк было направлено 1,3 тысячи жалоб на навязывание потребителю не того банковского продукта, за которым он обратился. Более, чем 51,6 % от данных жалоб касались неправомерной продажи полисов об инвестиционном страховании жизни.

Оставить комментарий