Каждый пятый звонок коллекторов был пандемийным должникам
По итогам сентября 2020 года на заемщиков, которые перестали платить по своим кредитам из-за пандемии коронавируса, пришлось около 18 процентов от общего числа звонков коллекторов. Эта информация указывается в отчете Национальной ассоциации коллекторских агентств. Данные актуальны для просрочек, образованных в апреле-июне, переданным банками взыскателям в работу по агентской схеме в период с 1 апреля по 30 сентября.
В августе Банк России зафиксировал существенный рост просрочек по розничному кредитному портфелю. За месяц объем такой задолженности в целом увеличился на 26 миллиардов рублей, что на 3 процента быстрей, чем за предыдущие периоды. В тоже время за август долг неработающих кредитов (просрочка за которые была более 90 дней) выросла с 8,9 до 9,3 процентов. В общем портфеле на долю просроченных необеспеченных кредитов приходится 7,9 процентов.
Гендиректор коллекторского агентства EOS Антон Дмитраков отмечает, что на 1 сентября объем розничной просрочки оценивается на уровне 1,86 триллиона рублей по МСФО. Это, как отмечает эксперт, уровень 2017 года. Гендиректор коллекторского агентства «НСВ» Роман Волосников добавляет, что за период пандемии должников стало больше, поэтому у взыскателей появилось больше работы.
Почему банки отдают коллекторам «свежие» долги
Как указывается в статистике НАПКА, банки-кредиторы стали более активно отдавать в работу взыскателям «свежие» долги, срок просрочки которых не превышает 180 дней. В 2019 банки передали только 3 процента таких долгов, в то же время в 2020 году было передано 7 процентов. За тот же период доля долгов с просрочкой до года возросла до 17 процентов, а удельный вес старой задолженности уменьшается пропорционально. За летний период банки передали взыскателям по агентской схеме 3,9 миллионов кейсов на 152 миллиарда рублей. Это число превысило на 44,4 процента показатели переданных дел за первые пять месяцев текущего года.
Президент НАПКА Эльман Мехтиев объясняет, что замедление передачи долгов коллекторам, которое было на пике пандемии, компенсировалось за летние месяцы. Это эффект «отложенного спроса». При этом он отразился на специфике передаваемых долгов: средняя сумма уменьшилась с 95 тысяч рублей до 61 тысячи рублей, доля необеспеченных кредитов в агентских портфелях увеличилась до 69,4 процентов.
Волосников отмечает, что «пандемийные» должники не такие как обычные. Они, по словам эксперта, не отказываются от своих долгов. Они все понимают, но их платежеспособность снизилась.
Представители Сбербанка, ВТБ, Промсвязьбанка (ПСБ), Райффайзенбанка и банка «Зенит» заявляют, что предпочитают самостоятельно взыскивать долги, если стадия неплатежа ранняя. Росбанк, как отмечает его замдиректора департамента по работе с просроченной задолженностью Елена Дорофеева, ранее тоже передавал долги с просрочкой до 90 дней, и было это связано с увеличением объема неплатежей в период с апреля по май. Сейчас же Росбанк вернулся к старой схеме.
Поведение «пандемийных» должников особенное
Волосников отмечает, что клиенты, которые перестали платить в апреле и мае, «особенные». Они обычно не отказываются от взятых обязательств. Причины отсутствия платежей с их стороны объективные. Эксперт прогнозирует, что в связи с этим 20 процентов вернутся в привычный график после стабилизации ситуации. В коллекторском агентстве «Столичное АВД» серьезных отличий между обычными должниками и «пандемийными» не заметили. Гендиректор Давид Цацуа констатировал, что у них не заметили взрывного роста просрочки.
По данным НАПКА, около 65 процентов «пандемийных» должников называют причиной отсутствия платежей с их стороны снижение дохода, 30 процентов говорят о потере работы вовсе. Около 5 процентов должников не поняли нововведения, которое правительство ввело для поддержки россиян. В частности, как отмечает НАПКА, 2 процента из них не платили по кредитам, так как «ушли на кредитные каникулы».
ЦБ сообщал, что в августе банки начали отменять каникулы должникам, которые не подтвердили основания. В категорию аннулированных по данным на 27 сентября попали более 27 тысяч заявлений. Волосников замечает, что случаи отказов платить из-за «кредитных каникул» есть, но аргументы обычно не обоснованные.
Будет ли пик взысканий по «плохим» долгам
Мехтиев говорит, что в 2020 году банки передадут коллекторским службам до 600 миллиардов рублей проблемных долгов. Это на 10 процентов больше, чем в прошлом году. Активные действия будут приниматься в четвертом квартале 2020 году. Число переданных дел, как оценивает эксперт, может достичь 8,4 миллионов штук, что на полмиллиона больше, чем в прошлом году.
Цацуа поясняет, что на практике взыскание в судебном порядке долгов начинается только после года неплатежей. Всплеск, по его словам, по поводу «пандемийных» должников будет в апреле следующего года.
Дмитраков добавляет, что после обработки должников по агентской схеме портфели проблемных долгов выставляются на продажу. Эксперт говорит о серьезном росте продолжений на рынке цессии в 2021 году. Во время пандемии сегмент взыскания этого типа снижался. В частности, в январе-мае предложения банков составили 67 миллиардов рублей, что на 35 процентов меньше, чем в прошлом году.