Рекомендовано для вас
Ключевая ставка сохранена на уровне 4,25 % годовых
18 сентября 2020 года состоялось заседание Совета директоров Центрального банка России. Об его итогах рассказала Эльвира Набиуллина, председатель Центробанка. По словам Набиуллиной, ключевая ставка была сохранена на уровне 4,25 % годовых.
Решение было принято в пользу сохранения размера ставки, хотя есть базовые прогнозы, в разрезе которых заметно пространство для смягчения денежно-кредитной политики. Динамика инфляции в последние месяцы оказалась выше, чем ожидалось. Потребительский спрос после самоизоляции в период пандемии коронавируса стал слишком быстро восстанавливаться, рубль стал ослабевать во второй половине лета. Краткосрочные проинфляционный риски возросли, дезинфляционные снизились, но последние на среднесрочную перспективу все равно преобладают.
Волатильность внешних условий возросла, опасения о скорости и устойчивости восстановления мировой экономики оправдываются и продолжают расти. Что интересно, в последние недели ситуация с коронавирусом в ряде стран существенно ухудшилась, что несет собой определенные геополитические риски.
В вопросе сохранения размера ключевой ставки также сыграли повышенные инфляционные ожидания, ценовая и курсовая динамика, из-за которой сохраняется неопределенность дальнейшего развития событий.
Предприятия, которые были опрошены Советом директоров, отметили, что у них растут издержки из-за того, что повышаются закупочные цены. Дополнительные траты возникают и потому, что нужно соблюдать санитарно-эпидемиологические требования. При этом спрос на товары и услуги не растет, он остается слабым. Получается, что возможность переноса растущих затрат в цены конечной продукции ограничивается. Перенос может произойти лишь в том случае, когда спрос продемонстрирует положительную динамику. Получается, что ценовые ожидания бизнеса имеют перспективы роста, но в пока необозримом будущем. Прогнозы при текущей обстановке делать сложно.
Если говорить о том, каковы инфляционные ожидания населения, то уже в августе была получена возможность вернуться к опросам. В распоряжении Совета директоров оказались новые опросные данные, которые сравнили с теми, что были до пандемии. Как оказалось, инфляционные ожидания населения возросли примерно на 1 %, если сравнивать ответы респондентов в августе с теми, что были в марте текущего года. Набиуллина делает акцент на том, что реакция на кардинальное изменение ситуации в текущем году оказалась гораздо слабее, чем была ранее. Заякоренность инфляционных ожиданий дала возможность оперативно перейти к мягкой денежно-кредитной политике и снизить ключевую ставку.
Есть и некоторые вещи, которые обеспокоили совет директоров. Например, рост инфляционных ожиданий сигнализирует о том, что в дальнейшем гибкость денежно-кредитной политики может быть ограничена. Инфляционные ожидания могут задержаться на повышенном уровне, что закрепит инфляцию на уровне 4 %.
Набиуллина заявила, что подстройка денежно-кредитных условий к существенному снижению ключевой ставки продолжается. Процентные ставки на кредитном рынке идут вниз. Возросли объемы кредитования. Финансовая устойчивость банковского сектора позволила снижению ключевой ставки быстро смягчить денежно-кредитные условия и поддержать экономику в обстановке повышения кредитных рисков. В отличие от предыдущих кризисных периодов, в этом году обошлось без кредитного сжатия.
Регуляторные послабления и прочие меры Центрального банка России поддерживают кредитование не меньше, чем снижение ключевой ставки. Особый вклад в смягчение денежно-кредитных условий вносят льготные программы, разработанные российским правительством. Есть данные, что почти четвертая часть от всех новых кредитов, которые получил за последние месяцы малый и средний бизнес, являются льготными. В ипотеке это примерно половина новых кредитов.
Антикризисные меры поддержки со стороны правительства и Центробанка рано или поздно прекратятся. Набиуллина считает, что для стабилизации инфляции вблизи 4 % на прогнозном горизонте в следующем году придется сохранить мягкие денежно-кредитные условия.
Совет директоров оценил адаптацию сберегательного поведения к более низким процентным ставкам на финансовом рынке. Это условие было учтено при принятии решения по ключевой ставке. Набиуллина дает отчет, что для подстройки к новым условиям понадобится некоторое время. Финансовые организации, граждане и предприятия должны успеть адаптироваться. Случилось немало потрясений, например пандемия, снижение доходов и рост неопределенности. Все это вносит свои коррективы в потребительские и сберегательные модели.
Отмечен рост интереса в отношении различных инструментов на финансовом рынке. Россияне озабочены поисками более высоких доходов и новых источников прибыли. Люди стали вкладываться в облигации, растет число участников фондового рынка. Но это не несет собой особого влияния на денежно-кредитную политику.
Набиуллина утверждает, что Центробанку важно, чтобы процесс изменения сберегательных моделей происходил без существенного роста рисков для граждан, учреждений и финансовых институтов. Быстрых темпов адаптации регулятор не ожидает.
Центробанк отмечает восстановление экономической активности после ослабления карантинных ограничений. Но восстановление проходит неоднородно, по областям и регионам. В одних отраслях экономики разрыв с докоранавирусными показателями сокращается быстрее, чем в остальных. Набиуллина изучила официальную статистику и оперативные данные мониторинга финансовых потоков и опросов предприятий, которые проводили территориальные учреждения Центрального банка РФ.
Те учреждения, что ориентированы на потребительский спрос, восстанавливаются быстрее. Их поддерживает и отложенный спрос на товары, которые оказались недоступными в период карантина, а также рост расходов внутри страны в период отпусков, когда возможностей выехать за рубеж не так много.
Тем, кто производит товары, пока легче, чем тем, кто предоставляет услуги. Сектору услуг еще предстоит долгое восстановление, так как вопрос с пандемией еще не решен. Посткарантинные ограничения и осторожное поведение населения не дают организациям восстановить былую прибыльность.
Также неактивным восстановлением характеризуются производства промежуточных и экспортных товаров и тех компаний, которые занимаются транспортировкой подобных продуктов. Все из-за слабого внешнего спроса.
Возвращение к потенциалу на рынках различных товаров обычно проходит с разными темпами. Те отрасли, что ориентируются на внутренний спрос, быстрее вернутся к докарантинным показателям, чем экспортные производства. Также, как и те, кто задействован в потребительской сфере.
Набиуллина утверждает, что если в сферах, которые ориентированы на внутренний спрос выпуск вернется к своему потенциалу быстрее, чем в целом в экономике, это повысит общее инфляционное давление. Этот факт учитывается при анализе экономической ситуации и принятии решения об изменении ключевой ставки.
В данный момент эффекты отложенного внутреннего спроса реализованы в существенной мере. О том, как будет проходить восстановление российской экономики, пока судить рано, но можно предположить, что оно будет идти умеренными темпами. В текущем году восстанавливаться всем процессам станут помогать бюджетная и денежно-кредитная политика. Антикризисные бюджетные меры будут сворачиваться, а мягкая денежно-кредитная политика должна будет действовать и в следующем году, что окажет немалую поддержку отечественной экономике.
При этом бюджетная и денежно-кредитная политика играют особую роль для государства, преодолевая спад экономики и помогая ей вернуться к своему потенциалу. Набиуллина напоминает, что для устойчивого и долгосрочного развития, роста производительности труда и доходов населения нужно стимулировать рост частных инвестиций и инициативы, делать рынок труда более гибким, улучшать качество делового климата.
Что произойдет после того, как страна выйдет из кризиса, пока неизвестно. Есть неопределенность со стороны спроса и предложения. Прогнозы Совет директоров делать пока не решается. Вероятно, расчеты будут сделаны в октябре, по итогам очередного заседания.
Набиуллина также рассказала о перспективах денежно-кредитной политики. По мнению членов правления ЦБ РФ, основной путь смягчения денежно-кредитной политики уже пройден. Ключевая ставка снизилась до исторического минимума, но при этом есть возможность снижать ее и дальше. Но в этом деле Совет директоров не спешит. Существуют сомнения в необходимости использования пространства для снижения ключевой ставки.
Оставить комментарий
Отмена