Новый подход к поиску сбежавших банкиров

Юрий Муранов
Юрий Муранов
Главный редактор

Глава агентства по страхованию вкладов Юрий Исаев предлагает подключать к поискам беглецов другие структуры, действия которых будет регулировать Министерство юстиции. На данный момент расследованием по выводу активов из кредитных организаций занимаются силовые структуры. В других же странах подобные дела передают регуляторам финансового рынка, прокуратуре, разведке, а также иным органам власти. 

АСВ приходится участвовать в большом количестве судебных процессов. Это связано с ликвидацией более трехсот пятидесяти кредитных организаций. Также суды проводятся по кредитам, выдаваемым на развитие бизнеса. Причиной является законное обязательство корпорации по завершению каждой процедуры актом о невозможности взыскания. К концу 2019 года компанией были поданы около пятисот тысяч исков, общая сумма по которым составила 3,45 триллиона рублей. 

Почему силовиков недостаточно

По словам Исаева, благодаря существующим сложностям силовые структуры не способны в полной мере выполнить поставленную задачу. Перегруженность и недостаточное понимание тонкостей данной деятельности тормозят работу специалистов. Действия, которые сбежавшие банкиры совершают для вывода активов со счетов банков – это тщательно спланированные многоэтапные схемы. Чтобы вникнуть в детали подобных схем и добиться какого-то результата, требуется очень много времени. 

Исаев объясняет, что на успех операций по выводу активов за границу влияет тщательная подготовка злоумышленников к возможным неприятным последствиям. Такое планирование увеличивает сложность расследования дел, связанных с выводом активов. Дороговизна зарубежных, в частности западных судебных процессов также тормозит процесс.

Агентству приходится решать, выделять ли средства на такие судебные процессы из конкурсной массы, или же остановить процесс вовсе. Партнер адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Виктория Бурковская уверена, что без финансирования заграничной адвокатской деятельности эффективность возврата активов существенно снижается.

Специалисты, занимающиеся подобными делами, годами нарабатывают опыт. Поэтому для достижения более высоких показателей Исаев предлагает установить координирование работы силовых структур органами высшего уровня. Так как зарубежные, но относящиеся к Российской Федерации судебные разбирательства ведутся Министерством юстиции, оно и может взять на себя роль координатора.

Глава АСВ приводит в пример работу зарубежных стран, где деятельность правоохранительных служб централизована. В работе принимают участие ликвидатор, регулятор, правоохранительные органы, прокуратура, разведгруппы, а также государственная служба по финансовому мониторингу. Такая скоординированная работа отличается повышенной скоростью и приводит к лучшим результатам.   

Партнер E&Y Денис Королев считает, что координирование Министерством юстиции расследований преступлений в сфере финансов будет способствовать эффективному взаимодействию органов, занимающихся расследованиями в России. Помимо этого, Королев считает, что на высокую эффективность могут повлиять расширенные полномочия регулятора или же назначение судом независимого координатора. При этом качество работы с заграничными партнерами напрямую влияет на успешное проведение финансовых расследований за рубежом. 

Сотрудничество с Центральным банком

Министерство внутренних дел поддерживает идею о сотрудничестве. Подходящим кандидатом в координаторы глава МВД Владимир Колокольцев считает Центральный банк России. В прошлом году он предлагал председателю ЦБ Эльвире Набиуллиной дать более свободный доступ к информации о банковской тайне правоохранительным органам. Колокольцев ставил в пример ситуацию с такими кредитными организациями, как «Открытие» и Промсвязьбанк. Он акцентировал внимание на позднем информировании МВД о проблемах в обоих банках, благодаря чему злоумышленники смогли вывести за рубеж средства банка, а также со счетов вкладчиков. 

Также Колокольцев утверждает, что проведение доследственных проверок усложняется за счет нежелания кредитных организаций открывать доступ к необходимым для проверки документам. Центробанк отказал МВД и заявил, что информация о возможных преступлениях передается правоохранительным органам в оперативном режиме. Согласно новому законопроекту, предложенному депутатами, Банк России может обзавестись новыми полномочиями. ЦБ предоставят возможность ограничивать право руководителей и владельцев кредитных организаций покидать страну, если банк лишился лицензии или был санирован. 

Партнер юридической компании FMG Group Николай Коленчук уверен, что расследование преступлений финансовой сферы разграничено по конкретным этапам, каждый из которых выполняет свою функцию. Преступление выявляется на этапе вхождения АСВ, Росфинмониторинга и Центрального банка в кредитную организацию после пропажи средств. Далее к делу подключаются правоохранительные органы. В их задачу входит установить наличие факта и вида преступления. 

Слаженная работа системы напрямую зависит от профессионализма и скорости выполнения каждого отдельного этапа. При этом Коленчук считает, что расследования не входят в функционал Министерства юстиции, а значит, орган может быть не столь эффективен в роли координатора. Данную идею поддерживает и Виктория Бурковская.

Информация была полезна?
11 оценок, среднее: 4.7 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie