Портрет клиента розничных банков поменялся

Банковские клиенты стали беднее, но при этом проявляют немалый интерес к инвестиционным продуктам. 

Усредненный портрет потребителя банковских розничных продуктов изменился. Об этом пишет аналитическое агентство Frank RG, ссылаясь на пост в сети Facebook бывшего банкира, а ныне – основателя платформы мобильного обучения Skill Cup А. Коровина.

Портрет среднего потребителя банковских услуг

По наблюдениям экс-банкира, клиенты банковского ритейла значительно изменились за последнее время. В частности, он отметил следующие тенденции:

  • Клиенты стали беднее
  • Изменились приоритеты при выборе банка
  • Потребители проявляют большую заинтересованность к инвестиционным продуктам

Говоря об ухудшении финансового состояния потребителей, Коровин приводит в качестве доказательства данные опроса, недавно проведенного страховой компанией Росгосстрах Жизнь и исследования Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ).

Материальный уровень среднего банковского клиента

По статистике Росгосстраха за первые 6 месяцев  2020 года доля россиян, чей доход не превышает 15 тысяч рублей, увеличилась на 6,5% и составила 44,6%. НИУ ВШЭ прогнозирует жители России будут вынуждены сократить свои расходы в лучшем случае на 8,2% и на 12,1% – в худшем. РАНХиГС предсказывает полную либо частичную потерю доходов каждому второму ныне занятому гражданину. А значит, банкам стоит готовиться к росту числа просроченных займов.

Популярность инвестиционных продуктов

В условиях растущей нестабильности население активно ищет дополнительные источники дохода. В банковском секторе это выражается в повышенном интересе к инвестиционным продуктам. За первое полугодие число российских граждан с брокерским счетом на Московской бирже увеличилось почти на 40% и составило 5,4 миллиона, а численность активных инвесторов превысило 700 тысяч.

К концу года, по прогнозам аналитиков, брокерские счета будут уже у 7 миллионов человек, а торговать на бирже станут более 1 миллиона граждан.

Обусловили подобную инвестиционную активность два фактора. Первый – падение ставок по депозитам на фоне снижения учетной ставки Центробанка. Второй – высокая волатильность (колебание цен) на фондовом рынке, за счет которой можно извлекать ощутимую прибыль.

Изменения в приоритетах при выборе банка

Сегодня любой крупный банк считается надежным, поэтому для клиентов при выборе на первый план вышли другие факторы. В двадцатку самых популярных кредитных организаций вошли банки с участием государственного или иностранного капитала, а также крупные частные банки. Спокойствие частных вкладчиков было куплено многомиллиардных вложений в санацию.

Практически идентичные продуктовых линейках и пошатнувшейся фактор надежности делают качество сервиса единственным доступным для банков оружием в конкурентной борьбе.

Активное развитие онлайн-сегмента практических во всех направлениях финансов и торговли указывает на то, что ставку стоит делать не на функционал и автоматизацию, а на скорость реагирования на потребности, запросы и жалобы клиентов.

Как действовать банкам

Исходя из намеченных тенденций, эксперт советует банкам предпринять несколько адаптивных шагов:

  • Снизить собственные расходы
  • Разработать линейку продуктов для менее обеспеченных слоев населения
  • Начать поиск новых конкурентных преимуществ
  • Акцентировать внимание на инвестиционных продуктах
  • Повысить уровень сервиса, в том числе онлайн услуг

На рынки сложилась уникальная ситуация: клиенты банков стали беднее и при этом вышли на фондовый рынок. Быстро меняющиеся условия приводят к множественных парадоксов. Удержаться на плаву в такой ситуации можно только следя за текущими трендами в финансовой сфере.

Оставить комментарий