Эксперты рейтингового агентства S&P назвали преимущества и риски цифровой трансформации банков

Банки все больше уходят в цифру, коронавирус стал катализатором еще более активного применения инноваций в этой сфере. Аналитики назвали «узкие» места банковской цифровизации: риски краж персональных данных граждан, технологические сбои, «дележка» клиентов с ИТ-компаниями. 

Банковский сектор стал использовать инновационные финансовые технологии прежде других отраслей, пандемия лишь подстегнула процесс цифровизации финансовых услуг. При этом со счетов нельзя сбрасывать риски, которые сопровождают и банкиров, и их клиентов на пути к цифровой трансформации. В обзор рейтингового агентства S&P, посвященный данной теме отмечается, что на повестке дня – защита данных клиентов и инфраструктуры банков.  

Риски инфраструктурных сбоев побуждают банкиров тратиться на системы защиты данных. По статистике, приведенной в обзоре, в горизонте трех лет средняя доля затрат на развитие информационных технологий, защиту инфраструктуры в структуре операционных расходов вырастет до 17%, тогда как сегодня на эти цели она составляет в среднем не более 10%. При этом вложения не дают мгновенного эффекта, работают на перспективу. 

Киберпреступность – головная боль для банков. Специалисты S&P считают, что мошенники будут вслед за финансистами осваивать новые технологии и искать уязвимости в системе, цифровизация повысит количество преступлений, связанных с кражей персональных данных клиентов. Практика защиты персональных данных в России, по мнению аналитиков, недостаточно развита. И тут возникает вопрос не только защиты со стороны «утечки» из банка, но и повышения финансовой грамотности граждан. Ведь не редко именно клиенты выдают свои данные мошенникам, становятся жертвами киберпреступников со специализацией «социальная инженерия». Обучать клиентов, предупреждать их о рисках в сети – это становится миссией любого банка в период цифровизации. Ведь несмотря на то, что клиенты сами сообщают злоумышленникам свои секретные данные, они потом сетуют на то, что финансисты их не предупредили об опасности. Для кредитных организаций это становится причиной снижения лояльности со стороны клиентов. А верность клиента банку сегодня становится ценным активом, так как развитие технологий стимулирует рост экосистем, предлагающих людям к информации о самых различных услугах, не только финансовых. Переход из банка в банк, выбор того или иного продукта становится привычным, удаленная идентификация позволяет это делать легко и просто. Аналитики отмечают, что вызовом для банков в эпоху цифровизации станет конкуренция с сектором финансовых технологий, с некредитными организациями. 

«Например,в последнее время мы отмечали значительное усиление конкуренции со стороны сектора финансовых технологий и небанковских финансовых организаций в сегментах проведения платежей и предоставления брокерских услуг», — говорится в обзоре. Выиграют «гонку вооружений» банки, которые смотрят в сторону экосистем, уже сегодня вкладывают немалые средства в цифровую трансформацию. Преимущество у крупных игроков, таких как: Сбербанк, банк ВТБ и Тинькофф Банк, которые уже сегодня становятся экосистемами. Но у небольших игроков есть все шансы остаться на плаву, так как регулятор следит за процессами конкуренции и уже оценивает методы и средства ограничения аппетитов крупнейших игроков, дабы не вырастить «цифровых монстров». Несмотря на возникающие риски, по мнению аналитиков, у банковского сектора России есть все шансы справиться со всеми перечисленными вызовами. S&P считает, что российские банки имеют хорошие возможности для управления рисками, возникающими в связи с цифровой трансформацией. Адаптация к меняющимся условиям была запущена задолго до пандемии, в РФ зафиксирован высокий уровень проникновения мобильной связи и интернета, в наличии хорошо развитый сектор ИТ, довольно жесткие требования регулятора обеспечивают чистоту рынка и возможности для конкуренции. Небольшие игроки, возможно, будут вынуждены занимать менее привлекательные ниши. При этом банкам любого размера не избежать цифровой трансформации.

Информация была полезна?
10 оценок, среднее: 4.9 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie