Российские банки запускают программы лояльности за оплату товаров по QR

Российские банки активно стимулируют клиентов использовать QR-коды при оплате покупок. Многие учреждения ввели программы начисления бонусов. Конкретные условия зависят от банка и партнеров. Граждане могут получать кэшбэк в размере 1–10% от суммы покупки.

Юрий Муранов
Юрий Муранов
Главный редактор

Стремительное увеличение количества трансакций через СБП можно объяснить активным развитием технологий бесконтактных платежей по QR-кодам. У населения уже есть выработанный паттерн оплаты через телефон, поэтому они быстро переходят на новый способ, считают эксперты.

Программы лояльности разных банков

Представитель Альфа-Банка сообщил о введении кэшбэка за покупки у партнеров. Клиенты учреждения уже могут вернуть часть потраченных сумм. Уже подключились к акции Альфа-Банка такие магазины электроники, как Xiaomi, re:Store и Samsung.

Еще одним учреждением, запустившим программу начисления бонусов в честь новогодних праздников, стал банк «Синара». Получить кэшбэк можно с 1 декабря текущего года по 31 января 2023 года. Представители кредитной организации сообщили, что клиенты смогут получить на счет 1,5% от потраченных сумм рублями на свои счета.

МКБ запускает полноценную программу лояльности за платежи по QR с начала следующего года. С 1 января клиенты смогут получать кэшбэк за операции через СБП. Потраченная сумма, за которую можно получить кэшбэк не должна превышать 10 000 рублей в месяц. Возврат будет зависеть от категории трат и составит 1–7% от покупки.

Алексей Охорзин, представитель МКБ, рассказал, что операции через СБП становятся все более популярными. В 2022 году активность пользователей выросла на 63% по сравнению с 2021 годом. После запуска программы лояльности ожидается двукратное увеличение числа трансакций.

В ВТБ также прорабатывают стимулирующие инструменты для клиентов. Представители банка говорят, что видят большой потенциал в данном способе оплаты. Технология в скором времени заменит привычные для россиян операции с помощью смартфонов. Ежемесячно платежи через СБП совершают все больше пользователей (примерно в 6 раз с начала года). Объем таких операций увеличился в 5 раз и составляет сегодня 5% от всех трансакций.

Представители ФК «Открытие» также сообщают, что рассматривают СБП как альтернативу ушедшим из РФ способам оплаты покупок смартфоном. В организации ожидают рост доли подобных операций в 2–3 раза уже в следующем году. Сейчас количество трансакций составляет 3% от общего объема.

Представители Абсолют Банка рассказали, что в перспективе может быть реализована программа лояльности. Однако алгоритм начисления бонусов будет отличаться от классического кэшбэка за покупки по карте. Дело в том, что банки-эмитенты от операций по СБП получают комиссии в размере 0,1–0,2% от сумм. Этого недостаточно для формирования фонда вознаграждений.

Газпромбанк, Почта Банк и Новикомбанк также не планируют запускать программы лояльности по операциям через СБП.

При этом представители учреждений сообщили о том, что россияне стали использовать систему для оплаты товаров и услуг в 20 раз чаще в 2022 году. Сервис оплаты по QR-коду стал пользоваться спросом при оплате продуктов питания, одежды и прочих бытовых покупок.

Перспективы

Пресс-служба НСПК рассказала журналистам, что банки самостоятельно запускают и регулируют различные программы лояльности для своих клиентов. В свою очередь они отметили, что всячески продвигают оплату по QR-кодам на уровне торговых предприятий и финансовых учреждений. 

Для этих целей специалисты НСПК работают над удобством сервисов и качеством техподдержки. Количество сценариев проведения операций таким способом постоянно увеличивается.

В новом году платежная система также запустит собственную программу лояльности. Ей смогут пользоваться не только держатели карт МИР, но и пользователи СБП. Последние уже сейчас могут выиграть 1 млн рублей. Розыгрыши проводятся с начала ноября.

Представители Банка России сообщили, что приветствуют решения банков и торговых предприятий о внедрении решений, направленных на стимулирование клиентов пользоваться СБП.

Представитель РЭУ им. Г.В. Плеханова Александр Томтосов считает, что взрывной рост операций по QR можно объяснить санкциями Запада по отключению в России соответствующих сервисов. При этом в стране есть большая доля граждан, которые активно использовали смартфоны для оплаты. Именно за них банки будут бороться, вводя программы лояльности.

Представитель финтех-платформы «Фаст Ривер» Ксения Артемьева отмечает, что технология проведения операции по QR активно развивалась в последнее время еще до ухода из России сервисов бесконтактной оплаты. По этой причине нет ничего удивительного, что сегодня метод стал одним из самых популярных.

Введение бонусных программ за такие платежи можно объяснить желанием банкиров и продавцов окупить расходы на внедрение нового оборудования. Также кэшбэк станет хорошей поддержкой для граждан и дополнительно замотивирует их переходить на оплату с помощью смартфонов. Для бизнеса такие трансакции стоят дешевле, поэтому предприятиям выгодно, чтобы доля пользователей технологии наращивалась.

Наталия Богомолова, аналитик банковских рейтингов НРА, обратила внимание на то, что кэшбэк за бесконтактные операции, с одной стороны, создаст преимущества для банков-эмитентов, с другой — простимулирует россиян, особенно зрелого возраста, чаще пользоваться СБП при оплате услуг и товаров.

Если платежи по QR-кодам будут развиваться и поддерживаться государством, доля операций за несколько лет может сравняться с использованием пластиковых карт. В частности, такое возможно, если таким способом можно будет оплачивать проезд в общественном транспорте.

Ксения Артемьева считает, что в ближайшее время платежи с помощью QR-кодов не смогут стать мощными конкурентами оплате картами. Дело в том, что обновление пользовательского опыта и оборудования требует времени. Однако с течением времени новые технологии займут свою долю рынка.

Источник: Известия

Информация была полезна?
12 оценок, среднее: 4.9 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie