Кабмин предложил расширить доступ налоговиков к банковской тайне

Юрий Муранов
Юрий Муранов
Главный редактор

В ближайшие три года налоговая служба может получить расширенный доступ для изучения информации о клиентах банков России. Соответствующий документ «Основные направления бюджетной и налоговой политики» был внесен в Госдуму. 

Сейчас ФНС страны может запрашивать информацию в банках об операциях, которые проводят физические лица, только в рамках налоговых проверок. Документом же предусматривается расширение возможностей получения налоговыми органами информации от кредитных организаций, необходимой для осуществления налогового контроля, а также направления такой информации по запросу компетентного органа иностранного государства.

Однако в пояснениях не указывается, что именно это будет за информация и по какой схеме будет работать налоговая служба. Зато прописывается, что реализация меры «будет способствовать обелению экономики, не затрагивая интересы добросовестных налогоплательщиков».

Также в документе присутствует предложение о закреплении законодательно возможности обмена информацией между ФНС и Банком России. Если это будет реализовано, то тогда банки могут получать доступ к сведениям, которые представляют собой налоговую тайну, а ФНС в свою очередь к той информации, что считается банковской тайной. В документе указывается, что обмен может быть необходим Центральному банку России для «исполнения возложенных на него функций». 

Какие есть сведения о клиентах банков сейчас у ФНС

Банки страны в обязательном порядке передают ФНС информацию об открытии и закрытии счетов и депозитов клиентов-физлиц, индивидуальных предпринимателей и компаний. С 1 апреля 2020 года банки стали подавать данные и о закрытии, открытии электронных кошельков. Коснулось это «Яндекс.Деньги», «QIWI Кошелек», WebMoney, PayPal и других электронных кошельков, которые работают через банки. 

Также банки передают ФНС информацию о наличии вкладов, счетов у клиентов, а также денежных остатках на них за выбранный период. Для получения таких данных требуется мотивированный запрос. В рамках проведения налоговой проверки и взыскания задолженности по налогам такая информация раскрывается и о юридических лицах, ИП. Если налоговая хочет проверить данные определенного человека, то необходимо согласие руководителя вышестоящего налогового органа. Также поводом к законной проверке служит запрос от иностранного органа по поводу определенного гражданина (но только в том случае, если с налоговым органом другой страны налажен обмен фискальной информацией).

Какие выгоды для ФНС

С 2000-х годов ФНС стремится получить доступ к банковской тайне, как замечает партнер юридической Paragon Advice Group Александр Захаров. Он отмечает, что действующий премьер Михаил Мишустин ранее работал в Министерстве налогов и сборов, поэтому осведомлен во многих вопросах. Однако, по словам Захарова, Центральный банк еще с того времени не давал получить доступ к банковской тайне, поскольку открытие доступа потенциально могло снизить доверие к системе банков в целом. 

Партнер ФБК Legal Надежда Орлова отмечает, что эти планы по расширению полномочий ФНС можно трактовать как желание получать данные клиентов без обязательной налоговой проверки. Инициатива обсуждалась еще с 2018 года. В СМИ писали, что ФНС отправила предложение в Минфин. Однако тогдашний заместитель министра финансов Илья Трунин ответил, что налоговой не нужны новые полномочия. 

Орлова замечает, что налоговых проверок проводится относительно мало. Объясняется это трудоемкостью процесса с не гарантированной эффективностью. Но если ФНС получит больше данных, то это может измениться. В таком случае налоговая сможет анализировать данные о движении средств, выделять определенные группы налогоплательщиков и проводить точечные проверки. Сейчас такой подход применяется к юридическим лицам. 

Какие выгоды для банков 

Старший юрист BGP Litigation Денис Савин отмечает, что ФНС часто требует от банков документы или данные, которые прямо не относятся к финансовым операциям. Это может быть, например, информация об IP и MAC-адресах, при помощи которых удаленно управляют счетами, или же карточка образцов подписи и тому подобное. 

Сейчас присутствует проблема – как получить расширенную информацию о клиентах, говорит начальник правового управления Ассоциации банков России Сергей Клименко. Он поясняет, что сейчас, если в банк приходит запрос от налоговой, то никто в действительности не знает, проводится ли проверка. Кредитные организации не вправе узнавать основания для проверки, поэтому ограничение на запрос банковских данных о физических лицах можно обойти. 

В письме АБР в ФНС говорилось, что в августе текущего года количество запросов налоговиков к банкам сильно возросло – в четыре раза. Но ФНС после пояснила, что количество камеральных проверок в июне-июле выросло только на 11 %, при этом запросы не касались физических лиц. В сообщении отмечалось, что за первое полугодие 2020 года было проверено только 60 человек на всю страну в рамках выездной налоговой проверки ФНС. Также отмечалось, что на долю физических лиц приходится только 3 процента от общего числа проверок. 

Клименко подытоживает, что если доступ ФНС к базе банков расширится, то это увеличит нагрузку на последних. Но это, по словам эксперта, не отпугнет участников рынка, так как «организации не заинтересованы в том, чтобы портить отношения с госструктурой, и если будет требование, основанное на нормативных актах, банки будет его исполнять».

Информация была полезна?
11 оценок, среднее: 4.9 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie