Рынок кредитных карт не может преодолеть кризис

Возобновление выдачи кредитных карт идет очень медленными темпами. В отличие от других этот сегмент сложнее всего выходит из кризиса.

Даже открытие банковских отделений после самоизоляции не способствовало увеличению оформления данного продукта. Во-первых, банки более требовательно относятся к заемщикам, а во вторых, сами карты потеряли свою привлекательность из-за отмены многих программ лояльности.

По сведениям Объединенного кредитного бюро, которое занимается хранением кредитных историй клиентов Сбербанка, за июнь клиенты оформили 441 000 кредитных карт. Это на 50% меньше, чем в прошлом году. Однако наблюдается постепенное восстановление сегмента и ежемесячный прирост, особенно это заметно после серьезного падения отрасли на 70% в апреле. В июне банки выдали на 77 000 больше кредитных карт, чем в мае и на 140 000 больше, чем в апреле. При этом, такая динамика далека от темпов восстановление кредитов наличными. В годовом исчислении количество оформленных потребительские кредиты снизилось в июне на 24%, в мае на 39%, в апреле на 54%.

В разных банках зафиксированы различные показатели. В Райффайзенбанке выдача кредитных карт в июне увеличилась, по сравнению с маем, в четыре раза. Банк Хоум Кредит выдал в полтора раза больше кредитных карт, чем в прошлом месяце. А в банке Тинькофф прирост июня к маю составил всего 15%. Основными факторами, влияющими на увеличение продаж кредитных карт, является реализация отложенного спроса, открытие новых клиентских офисов, приток клиентов.

Во время пандемии кредитная политика банков ужесточились, предпочтение отдавалось клиентам с высокой платежеспособностью. В июне требования стали ослабевать, но это помогло увеличить число одобренных потребительских кредитов, а не карт. В условиях неустойчивой финансовой ситуации для банковского сектора наиболее рискованными из всей линейки продуктов являются именно кредитные карты.

В итоге, средний лимит по картам за апрель-июнь составил порядка 66-70 тысяч рублей. В прошлом году этот показатель равнялся 81-83 тысячи рублей. Дополнительно на такие результаты в секторе кредитных карт оказывает спад, наметившийся еще в конце 2019 года, до кризиса, связанного с коронавирусной инфекцией. Речь идет о снижении качества кредитного портфеля.

Ожидать положительной динамики в сегменте стоит не раньше, чем прояснится ситуация с распространением коронавируса. Будет ли вторая волна пандемии и новый экономический кризис - вот в чем вопрос. Это связано с тем, что кредитная карта является финансовым инструментом длительного пользования. В среднем срок действия карты составляет 2-3 года, с возобновляемым кредитным лимитом, возможностью дальнейшего перевыпуска на прежних условиях. Поэтому банкиры тщательно подходят к изучению финансового положения заемщика, учитывают все серьезные изменения в его судьбе за последние месяцы. Уверенности не прибавляет нестабильная ситуация с доходами населения.

Клиенты также теряют интерес к кредитным картам после отмены бонусов и кэшбэка. Ранее именно эти дополнительные параметры были основополагающими для оформления кредитной карты. Чем больше клиент тратил, используя карточку, тем больше мог заработать по программе лояльности. Сейчас банки не готовы поддерживать тот же уровень бонусных вознаграждений, что отрицательно сказывается на потребительском спросе.

Оставить комментарий