Факторинговые амбиции МФО: почему классическая модель не подойдет для работы с малым бизнесом

Микрофинансовые организации стремятся диверсифицировать бизнес и запускают новые маржинальные продукты, в том числе смотрят в сторону предоставления факторинговых услуг для клиентов — представителей малого и среднего бизнеса.

Данил Шкробов
Данил Шкробов
Эксперт ВсеЗаймыОнлайн по банковским продуктам
Анна Марсова
Анна Марсова
Редактор

Ключевое отличие «квазифакторинга» МФО от стандартного в том, что потенциальным клиентам-заемщикам придется предоставлять не дебиторскую задолженность, а альтернативное обеспечение, например трудовые договоры на получение заработной платы. Такая схема существенно усложняет и удорожает процесс для конечных потребителей по сравнению с классическим факторингом, основанном на уступке дебиторской задолженности.

Работа с индивидуальными предпринимателями, которые составляют основу малого и среднего бизнеса, также несет высокие риски для МФО. Они могут занять определенную долю рынка факторинга, предлагая продукт без регресса. Однако при неисполнении обязательств со стороны ИП кредиторы будут вынуждены самостоятельно предъявлять требования о погашении задолженности. Это значительно повысит вероятность дефолтов и создаст дополнительную нагрузку на операционные процессы. В то время как профильные факторинговые компании имеют отлаженные механизмы работы с такими клиентами.

Несмотря на высокую доходность факторингового направления, реализовать его в рамках МФО сложно. 

Во-первых, ставки «квазифакторинга» будут сопоставимы с потребительским кредитованием, что делает продукт дорогостоящим для малого и среднего бизнеса. 

Во-вторых, МФО придется выстраивать эффективный электронный документооборот, который является ключевым фактором успешности факторинговых операций. Это потребует существенных инвестиций и организационных преобразований.

Кроме того, специализированные факторинговые компании — «тяжеловесы» рынка — прочно закрепились в работе с бизнесом. Учитывая их глубокую экспертизу и отлаженные бизнес-процессы, микрофинансовым организациям будет крайне сложно конкурировать за клиентов малого и среднего сегмента. 

В итоге факторинговое направление в МФО представляется маловероятным из-за серьезных структурных и операционных ограничений. Специализированные компании будут иметь существенные конкурентные преимущества.

Текст статьи предоставлен компанией «ВебЗайм».

Информация была полезна?
13 оценок, среднее: 4.7 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie