Клиенты МФО выбирают меньше, чем им одобряют
В ноябре 2022 года заемщики, повторно обращающиеся в МФО, использовали лишь 30–80% от одобренной суммы. Представители компаний говорят, что это свидетельствует об ответственном отношении к деньгам и повышении уровня финансовой грамотности клиентов.
Осознанное отношение к деньгам демонстрируют заемщики, имеющие опыт взаимодействия с МФО. Они не спешат увеличивать свой долг и берут именно столько денег, сколько им требуется, чтобы иметь возможность вернуть их в срок. По данным МФК «Займер», клиенты, обратившиеся за займом впервые, в декабре выбирали до 78,9% суммы, повторно — до 58,5%. В Мани Мене этот показатель в ноябре составил 45% для новых и 29% для повторных клиентов.
По статистике Кэш-Ю Финанс, первичные клиенты запрашивают до 4 750 рублей в ноябре, повторные — до 11 000 рублей. Веббанкир подтверждает, что займы для новых клиентов не превышают 5 000—6 000 рублей.
По словам генерального директора Мани Мена Сергея Весовщука, повторные клиенты более аккуратно распоряжаются заемными средствами, ориентируясь на реальные потребности. С этим соглашается и старший директор по банковским рейтингам Эксперт РА Игорь Алексеев.
При этом доля первичных клиентов МФК намного ниже, чем повторных и составляет всего 20%.
Тренд на снижение выборки одобренной суммы коснулся и среднесрочных займов. Средний чек для новых клиентов в этой категории микрозаймов сократился в ноябре на 12,8%, и составил 13870 рублей. По словам экспертов из Лайм Займа, это абсолютный минимум с начала 2021 года. При этом, по словам Андрея Пономарева, запросы клиентов растут — средняя запрашиваемая сумма выросла на 7,5% за год.
Риск образования просрочки у новых клиентов намного выше. По этой причине МФО проявляют осторожность и одобряют лишь 20% заявок первичных заемщиков против 90% повторных. По данным НБКИ, в октябре доля микрозаймов, просроченных минимум на 3 месяца, составила 43,1%. В январе текущего года показатель был на уровне 32,9%.
Источник: Коммерсантъ