THE TRENDS 2.0 — второй международный форум о новейших технологиях
Реклама. ООО «ТОПФРЕНД», ИНН:7701397460, ERID:2SDnjcSusG4
Подробнее

Какие платные услуги навязывают МФО своим клиентам и как от них отказаться

Микрофинансовые компании могут навязывать своим клиентам дополнительные платные услуги. Рассказываем, какие услуги МФО могут предложить и куда можно обратиться с жалобой на них.

Вита Жизневских
Вита Жизневских
Эксперт ВЗО по займам и банковским продуктам

Заемщики обращаются в микрофинансовые компании, когда возникает срочная потребность в небольшой сумме денег на непродолжительный срок. В некоторых случаях они вместе с займом получают дополнительные услуги, которые являются платными.

Спектр таких услуг является обширными. Некоторые из них являются полезными, а иные — бессмысленными и имеющие неадекватную цену. При оформлении займа, к примеру, на 5 000 рублей, дополнительные услуги могут обойтись заемщику еще в половину от суммы займа. Рассмотрим, что именно предлагают заемщикам вместе с займами.

Какие дополнительные услуги предлагают МФО

За отдельную плату микрофинансовые компании могут предложить анализ кредитного рейтинга клиента. Это может стоит заемщику от 150 до 1 500 рублей. Объясняют необходимость этой услуги тем, что таким образом оцениваются шансы клиента получить займ. Дополнительной услугой в данном случае может стать обычная отправка данных заемщика в бюро кредитных историй. Отчет с проверкой представляют как бонус для клиента. Некоторые МФО при наличии плохой кредитной истории предлагают ее улучшить за отдельную плату.

Эксперты отмечают, что ключевой целью деятельности МФО является получение прибыли. Зачастую они предлагают больше дополнительных платных услуг, чем банки. Напомним, каждый может самостоятельно запросить свою историю в БКИ на бесплатной основе дважды в год.

СМС-информирование

В рамках SMS-информирования клиент может получать уведомления-напоминания о необходимости внесения платежа по займу. За это берется плата, однако клиент может отказаться от данной услуги. Как правило, ее стоимость в разных компаниях составляет примерно 100 рублей. Благодаря ей заемщик может держать под контролем внесение платежей. Но эта информация доступна в личном кабинете бесплатно. Если заемщик уверен в том, что не забудет о сроке внесения платежа по займу, то эта услуга для него не актуальна.

Страхование

Микрофинансовые компании зачастую предлагают оформить разные виды полисов, предполагающие:

  • Финансовую защиту
  • Страхование жизни и здоровья
  • Страхование банковской карты

Финансовое страхование является одной из наиболее прибыльных услуг для МФО. Клиенту предлагают оформить страховой полис в качестве финансовой подушки безопасности. Она понадобится, если у заемщика появятся финансовые трудности. Обычно ему предлагают оформить страховку на месяц на сумму в 30 000 рублей.

МФО могут предложить страхование жизни и здоровья. Однако от нее можно отказаться. Но в некоторых случаях компании в таком случае могут повысить процент или отказать в предоставлении займа без объяснения причин.

Страхование карты предполагает защиту от мошенников, кражи или потери банковской карты. Как правило, компании предлагают оформить ее на сумму от 35 000 рублей за одну карту в месяц.

Стоимость страховки может составлять 5-10% от суммы займа.

Комиссия за денежный перевод

Еще одной дополнительной платной услугой в МФО может быть перевод займа. Перед оформлением следует ознакомиться со способами его предоставления и погашения. Часть компаний предоставляет займы только наличными, а некоторые только на карту, электронный кошелек или через системы денежных переводов.

Обычно МФО бесплатно перечисляют деньги на банковскую карту. При ином способе выплаты, возможно, придется заплатить комиссию от суммы перевода. Помимо этого, существуют комиссии кредитных организаций и операторов за перевод средств с электронного кошелька или на карту в качестве внесения очередного платежа. Рекомендуется выбрать ту компанию, в которой можно воспользоваться наиболее комфортным способом получения займа и его погашения.

Телемедицина и подписки

Микрофинансовые компании могут предложить воспользоваться услугами компаний-партнеров. Например, получить услуги телемедицины, юридической помощи, подписку на некоторые сервисы, пакет водителя при оформлении автозаймов, помощь на дорогах, которая предполагает подвоз топлива или эвакуацию авто, такси при возникновении аварии, технические консультации и иное. Стоимость таких услуг очень разнообразна.

Иные услуги

Компании также могут предложить клиенту подключить «народный поручитель». Он представляет собой финансовую услугу, которая облегчает получение займа путем поручительства гарантов. Сторонний поручитель может обойтись в 5% от суммы займа.

Некоторые МФО могут взимать комиссию за предоставление доступа к платежному сервису в личном кабинете либо за разблокировку личного кабинета.

МФО могут предложить услугу «Снижение ставки». Ее стоимость может составлять 100 рублей.

Как навязывают услуги МФО

Дополнительные платные услуги указываются в договоре займа. Поэтому его необходимо внимательно изучить. Определить, включены ли дополнительные услуги, можно на основании полной стоимости кредита, который включает тело займа и проценты.

Также в договоре на первых страницах может содержаться пункт «Услуги, предоставляемые кредитором заемщику за отдельную плату и необходимые для заключения договора, их цена или порядок ее определения, а также согласие заемщика на оказание таких услуг».

Эксперты рекомендуют клиентам тщательно изучать договор займа. Следует также проверить МФО, в которой вы собираетесь оформить займ, поскольку именно компании, которые не являются МФО и не включены в соответствующие реестры ЦБ и СРО, навязывают дополнительные услуги.

Напомним, кредиторам в соответствии с законом «О потребительском кредите (займе)» запрещено ставить галочки и иные значки, обозначающие предварительное согласие клиента на получение дополнительных услуг.

Куда пожаловаться на МФО

Деятельность микрофинансовых компаний находится по контролем Банка России. При выявлении нарушений с их стороны регулятор может ограничить их работу.

Если клиент столкнулся с фактом навязывания услуг, то он может направить жалобу на такую МФО в следующие учреждения:

  • Центробанк
  • Роспотребнадзор
  • Финансовый омбудсмен
  • Саморегулируемая компания, в которой состоит МФО
  • Прокуратура
В ЦБ можно обратиться через интернет-приемную на его сайте или предварительно проконсультироваться по телефону горячей линии 8 (800) 300-30-00. Если заемщик столкнулся с мошенниками или МФО и представляющие его коллекторы превысили свои полномочия, то следует обращаться в полицию.

Источник: Финансовая культура

Информация была полезна?
10 оценок, среднее: 4.6 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie