МФО стараются выйти на банковский уровень
Микрофинансовые компании стали больше взаимодействовать с клиентами банков, а кредитные организации более лояльно относятся к к аудитории микрофинансового рынка.
МФО стали ориентироваться на более качественных клиентов, поэтому стараются взаимодействовать с аудиторией банков. Кредитные организации из-за ужесточения регулирования рынка МФО и скоринга стали более лояльно относиться к действующим и бывшим клиентам микрофинансовых организаций.
На фоне экономической неопределенности и имеющихся рисков пересечение аудиторий банков и МФО является несущественным.
Итоги МФО за 1 квартал 2022 года
Крупные МФО отчитались о результатах своей работы за первое полугодие. Итоги 26 микрофинансовых компаний свидетельствуют о том, что их чистые процентные доходы выросли до 15,9 млн рублей или на 10%, а чистая прибыль — до 5,7 млн или на 30%. При этом в первом квартале этого года снижение чистой прибыли составило 18%. Некоторые МФО увеличили расходы на сотрудников и рекламу до 5 млн рублей или на 40%. Отметим, что у крупных компаний этот показатель увеличился в 2-3 раза.
Итоги мониторинга компании Займер показали, что среди граждан, зарабатывающих свыше 50 тысяч рублей, больше клиентов микрофинансовых компаний, чем тех, кто не обращался в МФО. Соотношение таких категорий заемщиков составляет соответственно 27,7% против 22,6%.
Пересечение клиентов МФО и банков
Компании стараются взаимодействовать с клиентами, имеющими больший доход. Так они стараются уменьшить свои риски в эпоху кризиса. В результате повышается конкуренция за банковских заемщиков. Итоги мониторинга НБКИ и компании Money Man показали, что факт наличия микрозайма в кредитной истории заемщика уже не является негативным фактором при принятии решения о предоставлении кредита.
Свыше 80% всех клиентов, у которых в период с 2019 по 2022 годы первая отметка о предоставлении кредита или займа была проставлена микрофинансовой компанией, обращались за кредитом в банк после погашения микрозайма.
Ранее ситуация складывалась совсем по-другому. В микрофинансовые компании обращались те, кому отказывали в банках. При первом обращении клиенты могли не различать банк и МФО. Это отметил Павел Веревкин, инвестиционный стратег «Алор Брокер». По его мнению, банки предоставляют кредиты более качественным клиентам и чаще не одобряют кредит при первичном обращении. В результате такие клиенты обращаются в МФО, где более лояльны к заемщикам.
Банки рассматривают показатель персонального кредитного рейтинга. Он основывается на банковских продуктах и микрозаймах. Главное значение при этом отводится их добросовестному обслуживанию, отметил Алексей Волков, директор по маркетингу НБКИ.
Кредитная история с МФО
Евгения Лазарева, руководитель проекта Народного фронта За права заемщиков, отметила, что финансовые консультанты сейчас советуют клиентам с нулевой кредитной историей начать ее с микрозайма, а уже после этого перейти на кредитные карты или POS-кредиты.
После успешного погашения таких продуктов можно обратиться за более существенными по сумме кредитами, например, ипотекой или автокредитом. Это позволит кредитным организациям лучше проанализировать платежную дисциплину заемщика.
По мнению Дмитрия Африканова, генерального директора финансовой экосистемы Юником24, пересечение банковских клиентов и клиентов МФО составляет примерно 15%. При этом из-за ужесточения скоринга в период коронакризиса такие переходы заемщиков перестали иметь существенную угрозу для качества портфелей кредитных организаций.
Источник: Коммерсантъ