МФО установили лимит по количеству займов
С 1 октября 2017 года вступили в силу некоторые положения Базового стандарта, подготовленного СРО и согласованного с Банком России. О том, что меняется для заемщиков МФО и самих компаний рассказывает Равшан Юсупов, Начальник юридического отдела СРО «Единство».
- Какие ограничения введены по выдаче микрозаймов? И прокомментируйте, с какой целью они были введены?
- С 1 октября вступили в силу несколько положений: Во-первых, в целях недопущения превышения предельного уровня платежеспособности получателя финансовой услуги между одной микрофинансовой организацией и одним получателем финансовой услуги не может быть заключено более десяти договоров микрозайма в год. Во-вторых, Максимальное число пролонгаций к договору микрозайма с одним заемщиком не может составлять более семи в течение одного года.
Получается, что один заемщик может взять в нескольких МФО несколько займов? В таком случае полностью просчитать закредитованность гражданина невозможно, будет ли толк от лимита по количеству микрозаймов? Или стандарт предусматривает еще какие-то меры по отслеживанию долговой нагрузки клиента? Какие-то справки ... получение информации обязательное о доходах...
- Совершенно верно, один заемщик может «закредитовывать» себя сам, однако каждому отдельному микрофинансисту этого делать базовый стандарт не позволяет. Стандарт определяет требования к скорингу заемщиков. Так, МФО обязаны запрашивать у гражданина сведения о доходах, в случае если интересуемая сумма займа превысит 3000 рублей.
- Какие еще новшества привнес в работу МФО новый стандарт по обслуживанию клиентов?
- Среди новшеств отметим обязательный досудебный порядок урегулирование спора, внедрение подразделений, отвечающих за прием и обработку обращений заемщиков, обязательная фиксация инициируемых переговоров, уведомлений и других юридически значимых событий.
- Как это поменяет работу МФО? Что придется сделать компаниям, чтобы вписаться в стандарт? Внести изменения в продуктовые линейки, договоры ... Удорожит ли это займы для потребителя, каковы издержки компаний на внедрение всех новшеств?
- В продуктовые линейки и договоры вносить изменения необходимости нет. Однако обслуживание договоров для заемщиков из-за введения ограничений наверняка повысится.
- Звучало мнение, что рынок не успевает за законодательными новациями. По статистике своей СРО, много ли ушло компаний с рынка? Основные причины ликвидации МФО?
- В последнее время мы наблюдаем следующую тенденцию. Порядка 50% исключений из реестров происходит в связи с нерентабельностью на основании заявлений. То есть МФО закрываются сами. Порядка 30% исключений происходит из-за несвоевременной сдачи отчетности, остальные в связи с иными нарушениями действующего законодательства.
- Часто нас спрашивают читатели, куда жаловаться на МФО. Расскажите, куда можно обратиться и какие жалобы поступают конкретно в СРО? Наиболее частые претензии со стороны клиентов в адрес ваших членов?
- Обращения в отношении МФО рассматривают в пределах своей компетенции различные органы государственной власти. Однако в большинстве своем жалобы, так или иначе, попадают в Банк России, или в СРО, членом которого состоит МФО.
- Какие положения базового стандарта еще не вступили в силу, когда ждать новых перемен?
- С 1 января 2018 года ожидается вступление основных положений: требование к официальному сайту, фиксация телефонных переговоров, проведение инструктажа сотрудников, осуществляющих взаимодействие с клиентами.