МФО ужесточили проверку пользователей при выдаче онлайн-займов

С 24 апреля 2023 года вводятся новые стандарты обслуживания в микрофинансовых организациях (МФО). Ужесточились правила проверки данных заемщиков и идентификации личности при онлайн оформлении займов.

Данил Шкробов
Данил Шкробов
Эксперт ВсеЗаймыОнлайн по банковским продуктам

Мошенникам станет сложнее оформлять займы на других людей. Базовые стандарты, утвержденные Центробанком, кардинально поменяли правила выдачи микрозаймов. Раньше для получения денег онлайн достаточно было загрузить скан паспорта и ввести номер телефона. Теперь МФО проводят несколько уровней проверки.

Например, специалисты должны проверить паспорт, убедиться в подлинности фото, проверить кредитную историю (КИ) и телефон. Всего действует 10 критериев: кредиторы обязаны использовать минимум три из них.

В Центробанке сообщили Известиям, что законодательная новелла нацелена на уменьшение случаев мошенничества при выдаче дистанционных займов.

В чем суть проблемы

По данным Эльмана Мехтиева из СРО «МиР», сегодня на онлайн-займы приходится 70% от общего количества микрозаймов.

В 2022 году увеличилось количество жалоб по вопросам мошенничества в МФО на 38,6%. Число обращений на испорченные КИ в свою очередь выросло на 49,9%, так как люди, на чье имя неправомерно оформили займ, узнают об этом не сразу. Соответственно, задолженность никто не обслуживает, что негативно сказывается на общем скоринге заемщиков.

В пресс-службе регулятора сообщили Известиям, что в 2022 году в ЦБ РФ поступило 4 200 жалоб на мошенничества, связанных с оформлением займов на чужие персональные данные. Только за первый квартал 2023 года число обращений составило 1 900 штук.

Слабое место онлайн-выдачи — упрощенная идентификация пользователей. Злоумышленники, у которых на руках есть паспортные данные жертвы или копия удостоверения личности, могут оформить займы на чужое имя и перевести деньги на левые карты и номера. Через подставных лиц аферисты получают доступ к заемным средствам, а пострадавшие даже не подозревают, что стали заемщиками.

Что изменилось

В новых базовых стандартах от ЦБ РФ предусмотрено 10 проверочных мероприятий для идентификации клиентов.

Например, чтобы проверить подлинность фото на паспорте, МФО могут попросить клиента прислать фотографию или видео с паспортом.

В МФО будут проводить не меньше пяти мероприятий перед одобрением онлайн-выдачи. Стандарт позволяет сократить количество проверок до трех, если используются высокотехнологичные методы.

Как пояснил Эльман Мехтиев, достаточно убедиться, что банковский счет и телефон принадлежит клиенту, проанализировать использование устройства в интернете.

Получать дистанционные займы станет сложнее. При этом клиенты получат больше гарантий безопасности, а МФО снизит затраты, которые несут кредиторы при оформлении невозвратных займов.

При обнаружении признаков мошенничества, в МФО обязаны отказать в кредитовании. При малейших сомнениях клиенту должны предложить посетить офис для подтверждения личности.

Если займодатель проигнорирует требования регулятора, СРО применит к нему меры взыскания. В том числе повысится риск исключения организации из списка членов саморегулируемой организации, что чревато исключением из государственного реестра МФО.

В пресс-службе ЦБ РФ напомнили, что с 1 апреля 2023 года МФО создают увеличенные резервы по займам, оформленным на третье лицо. Это является еще одним стимулом к более тщательной проверке потенциальных заемщиков. Ведь из этих средств перечисляются компенсации пострадавшим.

На регулятора надейся, но сам не плошай

Представители МФО и эксперты отрасли согласны с позицией Центробанка. По мнению Эльмана Мехтиева, эти меры усложнят мошеннические действия при онлайн-выдачах. Евгения Лазарева согласна, что усиленная идентификация клиентов сократит нежелательные операции и снизит потери компаний.

Но расслабляться все же не стоит. Ведь с жалобами на мошенников обращаются не только клиенты, на которых оформили заем без их ведома, но и те, кто подвергся методам психологического воздействия. Злоумышленники часто обманом вынуждают граждан самостоятельно переводить деньги на левые счета. Аферисты за счет методов социальной инженерии добиваются необходимой информации и используют ее в своих целях.

Заместитель директора НИУ ВШЭ Александр Пушко убежден, что новые стандарты МФО помогут обрубить только один канал деятельности мошенников. Чтобы не стать жертвой аферистов, нужно аккуратно обращаться со своими персональными данными. Например, не стоит никому называть идентификационный код — СМС-пароль для доступа к личному кабинету или код для подтверждения финансовых операций.

Источник: Известия

Информация была полезна?
15 оценок, среднее: 4.8 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie