Три кита развития финансового рынка
В приоритете финансовая грамотность, защита потребителей финуслуг, обеспечение финансовой доступности. Михаил Мамута, руководитель службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров выступил на недавней конференции «Рынок и регулятор: практические аспекты взаимодействия». Он отметил, что Центробанк принял 10 основных направлений развития финансового рынка России. Финансовая грамотность, защита потребителей финуслуг, обеспечение финансовой доступности – тройка наиболее важных «пунктов». Что касается микрофинансовых институтов, то пока люди мало им доверяют.
В настоящее время, по словам, представителя регулятора, наблюдается заметный рост числа жалоб на микрофинансовые компании. Для сравнения: в 2014 году в адрес МФО, КПК, ломбардов получено 3 тысячи жалоб, в 2015 году в два раза больше - 6 тысяч жалоб, в 1 квартале 2016 года - уже зарегистрировано 2,4 тысячи жалоб. Основной причиной плохих отношений граждан и МФИ является неправомерные действия при взыскании долгов. Второй блок жалоб – невозврат сбережений пайщиков кредитных кооперативов, третий блок касается невозможности истребовать залоговое имущество у ломбарда. В планах Банка России сделать связь с потребителями более простой, реализуется проект «Жалоба, как подарок». По словам Михаила Мамуты, нужно сделать так, чтобы человек мог пожаловаться и письменно, и устно, и мог сделать это быстро. Кроме этого, стоит консолидировать жалобы, поданные в разные инстанции. В работу вовлечены сегодня СРО рынка, создаются базовые стандарты деятельности МФИ, которые будут актуальны для всех участников рынка. Что касается финансовой грамотности и микрофинансовой деятельности, тема МФИ будет отражена в школьных учебниках, которые сегодня разрабатывает Банк России. Но и участники рынка должны участвовать в повышении финансовой грамотности своих клиентов.