В январе МФО поставили новый антирекорд по выдачам займов до зарплаты

За январь МФО выдали лишь 2,18 млн займов, это на 12% меньше, чем в самый кризисный для сферы период в марте 2022 года. Выдача займов начала сокращаться в декабре, тогда было одобрено лишь 2,19 млн заявок. Эксперты полагают, что в ближайший год ситуация не изменится.

Софья Игумнова
Софья Игумнова
Эксперт ВсеЗаймыОнлайн по банковским продуктам

Активный рост на рынке микрозаймов закончился. Этому способствовали политика Центробанка, который ввел новые макропруденциальные лимиты, ограничившие выдачу займов для клиентов с высокой долговой нагрузкой, и финансовая стратегия россиян, предпочитающих копить, а не тратить. 

По словам Ивана Уклеина, директора Эксперт РА, если весной 2022 года россияне паниковали и закупались впрок, в 2023 году с учетом сократившихся доходов они отказываются от импульсивных покупок, а значит их потребность в микрозаймах сократилась.

Представители МФО понимают, что в новых экономических реалиях им придется искать другие инструменты повышения доходности бизнеса, создавать новые продукты для привлечения клиентов.

При этом летом 2023 года ситуация усугубится снижением предельной дневной ставки с 1% до 0,8%, когда доходность каждого займа снизится на 0,2%. Так, если сейчас средний займ в размере 30 тысяч рублей на 30 дней приносит МФО прибыль 9 000 рублей, с лета она сократится до 7 200 рублей.

Для компенсации своих потерь компании неминуемо начнут снижать количество одобрений, отказывать в высокорискованных необеспеченных займах. 

Так, сокращения числа займов и объемов их выдачи ожидает Роман Макаров, генеральный директор Займера. Он отмечает, что ограничения коснутся не только новых и закредитованных, но и надежных клиентов с хорошей кредитной историей. Их заявки будут одобрены, но сумма по ним сократится.

Пока представители сектора микрозаймов обдумывают новые финансовые продукты для своей аудитории, Марат Аббясов из МигКредита сомневается, что это сработает. Он склоняется к поиску других источников заработка. Например, к монетизации накопленной базы лояльных клиентов или к перекладыванию организационных расходов, таких как смс-информирование, на заемщиков.

Генеральный директор МФК «Честное слово» Андрей Петков считает, что МФО могут взять на себя роль посредников в проведении финансовых операций и получать за это комиссионные. 

Впрочем, паниковать не стоит. Марк Савиченко, главный аналитик УК «Иволга Капитал», поясняет, что микрофинансовые компании давно готовились к этим изменениям, отрабатывали новые модели ведения бизнеса. Да и ограничительные меры оставляют им поле для маневра. Например, выдавать микрозаймы до 10 000 рублей, на которые не распространяются макропруденциальные лимиты.

Источники: Банковское обозрение, Коммерсантъ

Информация была полезна?
11 оценок, среднее: 4.5 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie