Жалоба жалобе рознь
Всего 9% жалоб на микрофинансовые организации со стороны клиентов обоснованные. В ходе IV Национального форума микрофинансовых организаций выступила Айгуль Хайруллина, директор СРО «Единство». Она рассказала о том, что СРО активно ведет работу по обращениям и жалобам граждан на МФО – членов саморегулируемой организации. 257 жалоб в 2016 году поступило в СРО «Единство». Часть напрямую, часть – передано из ЦБ. Были проведены тщательные проверки по изложенным фактам. В итоге в 9% случаев есть нарушения со стороны МФО. Остальные жалобы не имеют под собой оснований.
Основные претензии клиентов касаются невозможности обслуживания долгов. То есть люди берут кучу кредитов в разных компаниях, а затем пишут претензию в ЦБ или СРО, которая, по большому счету, может расцениваться, как жалоба на жизнь и отсутствие денег, а не на недобросовестность компаний. Есть граждане, которые изначально берут кредиты, с целью их не вернуть. И здесь просматривается мошенничество. Но доказать факт мошенничества кредитору довольно трудно.
Среди выявленных нарушений со стороны МФО
- Грубое взыскание, не соответствие договора законодательству договора потребительского займа
- Отсутствие информации для потребителя в офисе МФО
В стандартах будут прописаны и штрафные санкции для нарушителей. Грубые нарушения повлекут за собой исключение из рядом СРО и реестра Центробанка.