Заемщики МФО наслышаны об ограничениях по «иксам»

Информация обновлена: 02.09.2020

За 10 месяцев 2018 года в Банк России поступило 11,7 тысяч жалоб на МФО. Граждане стали активнее защищать свои права в сфере финансовых услуг. Такой вывод можно сделать из выступления Михаила Мамуты, руководителя Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России.

Спикер выступил с презентацией «Рынок микрофинансирования глазами потребителей» в ходе XVII Национальной конференции по микрофинансированию и финансовой доступности «Микрофинансирование: трансформация», которая прошла  в ноябре в Санкт-Петербурге. Он привел цифры не только по количеству полученных претензий в адрес участников микрофинансового рынка, но и обозначил драйверы роста жалоб. В целом жалоб стало больше, годом ранее (январь-октябрь 2017 года) было зафиксировано 10,5 тысяч негативных обращений от клиентов МФО. То есть темпы прироста жалоб – 110,3%. При этом жалобы, связанные с превышением ограничений на начисление процентов по договору займа  увеличились в разы. Если за 10 мес. 2017 по данной причине обратились в Центробанк  74 клиента МФО, то за тот же период  2018 года — 860  человек.

Можно сделать выводы, что граждане наслышаны о том, что МФО не имеют права начислять по микрозаймам проценты свыше установленного законом «потолка». И активно отстаивают свои интересы. Увеличилось и количество претензий, связанных с идентификацией заёмщика при получении онлайн займов. Так, за 10 мес. 2017 по этому поводу выразили недовольство - 0,6 тысяч человек, то за 10 месяцев 2018 года уже 1,2 тысячи граждан. Банк России в 2018 году стал практиковать поведенческий надзор за участниками микрофинансового рынка, что означает постоянные контрольные «замеры» и проверки по рынку, которые позволяют зафиксировать проблемы и решить их раньше, чем пострадают потребители финуслуг.

Среди «узких мест» были названы нарушения порядка взыскания просроченной задолженности с клиентов МФО, игнорирование требований передавать сведения о заемщиках и их займах в БКИ. Так, выявлено в целом по рынку НФО 600 компаний, не заключивших договоры оказания информационных услуг с бюро кредитных историй, 67% составляют МФО и 33% — КПК. Раннее диагностирование проблем позволяет в краткие сроки искоренить на рынке недобросовестные практики. Он также напомнил, что с 1 января 2019 года вступают в силу изменения в Базовый стандарт, актуальный для всех МФО. В частности, вводятся ограничения по количеству выданных займов «в одни руки».

«Между микрофинансовой организацией и заёмщиком не может быть заключено более девяти договоров потребительского микрозайма, срок возврата по которым не превышает 30 календарных дней.  Максимальное число пролонгаций договора для одного заёмщика не может составлять более пяти, если срок возврата займа не превышает 30 календарных дней», - пояснил спикер.

(19 оценок, среднее: 4.3 из 5)
Оставить комментарий