Заемщики МФО наслышаны об ограничениях по «иксам»
За 10 месяцев 2018 года в Банк России поступило 11,7 тысяч жалоб на МФО. Граждане стали активнее защищать свои права в сфере финансовых услуг. Такой вывод можно сделать из выступления Михаила Мамуты, руководителя Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России.
Спикер выступил с презентацией «Рынок микрофинансирования глазами потребителей» в ходе XVII Национальной конференции по микрофинансированию и финансовой доступности «Микрофинансирование: трансформация», которая прошла в ноябре в Санкт-Петербурге. Он привел цифры не только по количеству полученных претензий в адрес участников микрофинансового рынка, но и обозначил драйверы роста жалоб. В целом жалоб стало больше, годом ранее (январь-октябрь 2017 года) было зафиксировано 10,5 тысяч негативных обращений от клиентов МФО. То есть темпы прироста жалоб – 110,3%. При этом жалобы, связанные с превышением ограничений на начисление процентов по договору займа увеличились в разы. Если за 10 мес. 2017 по данной причине обратились в Центробанк 74 клиента МФО, то за тот же период 2018 года — 860 человек.
Можно сделать выводы, что граждане наслышаны о том, что МФО не имеют права начислять по микрозаймам проценты свыше установленного законом «потолка». И активно отстаивают свои интересы. Увеличилось и количество претензий, связанных с идентификацией заёмщика при получении онлайн займов. Так, за 10 мес. 2017 по этому поводу выразили недовольство - 0,6 тысяч человек, то за 10 месяцев 2018 года уже 1,2 тысячи граждан. Банк России в 2018 году стал практиковать поведенческий надзор за участниками микрофинансового рынка, что означает постоянные контрольные «замеры» и проверки по рынку, которые позволяют зафиксировать проблемы и решить их раньше, чем пострадают потребители финуслуг.
Среди «узких мест» были названы нарушения порядка взыскания просроченной задолженности с клиентов МФО, игнорирование требований передавать сведения о заемщиках и их займах в БКИ. Так, выявлено в целом по рынку НФО 600 компаний, не заключивших договоры оказания информационных услуг с бюро кредитных историй, 67% составляют МФО и 33% — КПК. Раннее диагностирование проблем позволяет в краткие сроки искоренить на рынке недобросовестные практики. Он также напомнил, что с 1 января 2019 года вступают в силу изменения в Базовый стандарт, актуальный для всех МФО. В частности, вводятся ограничения по количеству выданных займов «в одни руки».