V ежегодный форум FinWin-2020

22 октября 2020 года состоится пятый ежегодный форум-выставка экосистем и маркетплейсов FinWin-2020. Представители крупнейших финансовых, информационных и иных экосистем обсудят изменения на фоне кризиса и будущее развитие подобных явлений. Мы будем следить за ходом мероприятия и сообщим вам самое интересное на текстовой трансляции. Старт - в 10:00 по московскому времени.

  • Сортировать:
  • По времени

Руководитель по работе с новыми бизнесами Яндекс.Go Антон Уваров рассказывает о развитии направления доставки, ставшего особенно востребованным на фоне самоизоляции. Еще до пандемии платформа начала вводить новые сервисы доставки. После ввода ограничений пришлось перестраивать принципы работы и искать новые направления. В первую очередь было необходимо ввести новые правила работы водителей и курьеров, чтобы логистическая система продолжила работать стабильно и поддерживала должный уровень безопасности, в том числе и инфекционной.

Формальная часть и видеотрансляция форума подходит к концу. До 18:00 присутствующие еще могут общаться с участниками и задавать им интересующие вопросы. Вместо подведения итогов ведущий пожелал участникам удачи и скорейшей реализации всех озвученных кейсов.

В конце третьего блока выступает Герберт Шопник, директор по развитию бизнеса S7 TechLab - компании первой в России, создавшей признанную банками блокчейн-платформу для автоматизации расчетов. На примере своей компании он показывает проблемы, с которыми приходится сталкиваться при внедрении новых систем автоматизации расчетов между участниками экосистемы. Основные препятствия при проведении взаиморасчетов - риски неисполнения обязательств, необходимость дополнительного обеспечения и трудности при разрешении споров. При организации экосистемы они могут стать критичными. Одним из решений в такой ситуации вполне может стать система на базе блокчейна благодаря независимости, децентрализации и простоте интеграции.

Одним из наиболее активно растущих альтернативных каналов взаимодействия с различными сервисами становится голосовой. Частью многих экосистем становятся собственные голосовые помощники. Такой канал просто и удобно использовать, но тяжело развивать. Необходимо наличие системы, которая бы автоматически и в реальном времени принимала речевые команды, обрабатывать их применять и генерировать ответы. В масштабах экосистемы подобная структура должна быть правильно интегрирована в доступные сервисы. Это отмечает Юрий Ледаков, руководитель направления развития голосовых продуктов компании BSS.

Тема третьего и последнего блока - проблемы, с которыми столкнулись компании и экосистемы в период коронакризиса, и пути их решения. Первым выступил Михаил Комков, вице-президент экосистемы Huawei и Honor в Евразии. Его компания, помимо всего прочего, столкнулась с собственным кризисом, вызванного разногласиями с американскими властями. Это заставило компанию искать новые рынки и развивать собственные сервисы, аналогичные недоступным из-за санкций. Несмотря на давление, Huawei успешно развивает свою экосистему в России и мире, ее продуктами пользуется все больше частных и корпоративных клиентов.

Второй блок завершает руководитель отдела развития цифровых решений Русфинанс Банка Олеся Степанова. Она рассказывает об опыте организации специализированной экосистемы для автолюбителей. Банк поставил задачу создать сервис, который бы удовлетворил бы потребности человека, желающего купить автомобиль, продать его или получить дополнительные услуги для него, в том числе и нефинансовые. Банк изначально специализировался на автокредитовании, поэтому у него уже была крупная база клиентов-автолюбителей и партнеро среди производителей и дилеров авто. Впоследствии экосистема будет расширяться и обрастать дополнительными сервисами, помогающими приобрести или продать автомобиль.

Вице-президент по цифровым финансовым сервисам Ozon.ru Ваэ Овасапян отмечает важность финансового направления в маркетплейсах. Наличие собственного финтех-направления упрощает взаимодействие между покупателем и продавцом, и позволяет использовать для этого специально разработанные инструменты. На примере Ozon.ru он показывает, как финансовые инструменты маркетплейса помогают его развитию и какие тенденции наблюдаются в этом направлении. Например, с помощью собственной платежной карты торговая площадка смогла удержать новых клиентов, которые копят и тратят бонусы Ozon за покупки.

Директор по развитию платформы поставщиков финансовых продуктов Винвестор Виталий Муттер рассказывает о способах продажи инвестиционных услуг. Он отмечает рост популярности инвестиций в России, на фоне которого появляются новые инструменты для их привлечения. На примере своего проекта он показывает, как продажа инвестиционных услуг может быть интегрирована в действующую экосистему - например, банковскую. Это поможет привлечь к инвестициям больше людей среди новых и действующих пользователей этих экосистем.

Второй блок форума посвящен вопросам монетизации экосистем и маркетплейсов. Первым выступает Дмитрий Селихов, директор по развитию российского подразделения AliExpress. На примере своей компании он показывает, как структуры экосистемы взаиодействуют между собой, а также с клиентами, партнерами и конкурентами. Российский рынок стал для AliExpress очень важным за счет крупной аудитории, на которой можно отрабатывать новые схемы продаж.

На форуме объявлен перерыв до 14:20, в течение которого посетители смогут отдохнуть и пообщаться с участниками мероприятия лично.

Завершает первый блок Соломон Кунин, гендиректор маркетплейса goods.ru. Он поднял тему интеграции маркетплейса и его партнеров друг с другом. Он отмечает, что наличие в пределах одного маркетплейса всех предоставляемых партнерами инструментов - от логистики до платежного сервиса - дополнительно удерживает клиента в сервисе. При этом не обязательно сосредотачивать их в одном приложении - их можно разнести по ресурсам партнеров. Это сделает сервис удобнее для тех, кто уже пользуется услугами организаций-участников.

Руководитель направления работы с банками в СКБ-Контур Евгений Иванченко отмечает важность экспериментов при работе с экосистемой. Он утверждает, что для эффективного развития нужно постоянно искать новые направления, востребованные у клиентов, и запускать сервисы в них. Пример - сервис проверки контрагентов Светофор: он оказался вполне востребованным у банков и пользователей, и СКБ-Контур запускает на его базе дополнительные инструменты, такие как проверка зарубежных контрагентов или оценка рисков блокировок. Похожим образом развивались сервисы на базе онлайн-бухгалтерии Контур.Эльба.

Яна Бардинцева, гендиректор Okko, подняла тему значимости экосистемы для потребителя. Она рассматривает ее на примере онлайн-кинотеатра - как самостоятельно, так и в рамках Сбера. Из преимуществ Бардинцева выделяет удобство доступа к сервисам по единому каналу, доступ к наиболее востребованным предложениям, которые подбираются на основании личных рекомендаций, единую программу лояльности и общие платежные инструменты.

Дарья Верестникова, коммерческий директор компании SafeTech, отмечает важность перевода бюрократии в онлайн и обеспечения ее безопасности. Соблюдать баланс между удобством для пользователя и сведением рисков к минимуму при вводе новых способов подтверждения документов тяжело, но при усиливающейся цифровизации документооборота - необходимо. В качестве примера Верестникова приводит разработанную SafeTech систему генерации электронных подписей в мобильном приложении, которая предоставляет удобные способы подтверждения с достаточно высоким уровнем защиты.

Даниил Петин, операционный директор российского подразделения международного транспортного агрегатора DiDi, говорит о важности охвата смежных направлений деятельности. Изначально создаваемый как платформа такси, сервис также вобрал в себя и другие предложения - от доставки еды до финансовых услуг - для физических и юридических лиц. Компания уделяет внимание обработке собранных данных о пользователях и предлагает решения с учетом этих данных пользователям, бизнесу и государству.

Александр Бычков, директор по стратегическому развитию Геобанка и Алексей Грибков, директор по развитию банковского направления Сравни.ру, рассказывают о совместном проекте двух компаний - банковском маркетплейсе, работающем и онлайн, и офлайн. Они утверждают, что их задача - построить систему, сопровождающую клиента на всех этапах оформления финансового продукта и при любом формате работы. Схема, при которой клиенту доступны как офлайн, так и онлайн-каналы, позволит стать доступнее для клиентов и эффективнее организовать обслуживание.

Максим Чекмарев, управляющий директор дивизиона "Цифровой Корпоративный Банк" Сбера, рассказывает о подходе к разработке приложения для экосистемы. Как он отметил, в процессе важно создать правильную среду, в которой будут находиться участники, отобрать и вовремя предложить необходимые сервисы, и сделать их достаточно актуальными и доступными. Самое сложное при этом - проанализировать аудиторию и верна выделить ее запросы, а также проследить за функциональностью сервисов на разных платформах.

Участники дискуссии согласны с тем, что на состав экосистемы влияют как организаторы, так и пользователи. Она должна быть построена так, чтобы быть не только полезной, но и не мешающей пользователю. При подобном подходе она становится полуоткрытой. По такому принципу устроены большинство финансовых экосистем.

Елена Чайковская, советник первого заместителя Председателя Банка России и лидер проекта «Маркетплейс», отмечает важность регулирования экосистем, как общественного, так и государственного, которое позволило бы избежать монополизации. Она показывает важность подобного регулирования на примере Китая, который почти полностью поделен между двумя экосистемами, и Европы, которая начала регулировать подобные образования.

При этом у экосистемы, особенно открытой, отмечается ряд минусов. В первую очередь, это перенасыщенность сервисами и усложнение контроля над их релевантностью. Это отпугивает пользователей, что сказывается и на прибыли. Это отмечает Сергей Путятинский, зампред правления МКБ.

Вячеслав Дусалеев, гендир жилищной экосистемы Метр Квадратный (Группа ВТБ) выделяет два типа экосистем - закрытые и открытые. Экосистемы второго типа он считает более гибкими и удобными из-за отсутствия внутренних ограничений. Также открытость позволяет лучше регулировать ценовую политику и развивать новые инструменты. Преимущества открытой экосистемы он описывает на примере Метра Квадратного, который сопровождает полный цикл оформления ипотечного кредита - от подачи заявки до регистрации сделки в Росреестре.

Лоевская отмечает, что в экосистему СберБизнес уже входит более сорока сервисов - как собственных, так и партнерских. При таком большом количестве сервисов важно наладить правильное взаимодействие друг с другом и с пользователем. Александр Чернощекин, директор дирекции цифрового бизнеса ПСБ, обращает внимание на наиболее востребованные у предпринимателей сервисы - в сферах продаж, госзакупок и взаимодействия с контрагентами. Он отметил, что такие сервисы должны быть выгодными не только банку, но и его клиенту, а также успешно функционировать и в условиях карантинных ограничений.

Первая чать форума посвящена теме цели экосистемы для ее участников - компаний, предоставляющих сервисы, и их пользователей. Открывает ее Анна Лоевская, директор дивизиона Сбербанка "Цифровой корпоративный банк". Также в дискуссии участвуют представители ЦБ, ВТБ, Промсвязьбанка, Точки и других банков.

Трансляция началась
Вверх