Андеррайтинг ценных бумаг
Андеррайтинг ценных бумаг (англ. underwriting — «подписка») — это управление эмиссией и распределением акций на рынке. Эта услуга оказывается профессиональным участником рынка ценных бумаг, который называется андеррайтером.
В зависимости от вида договора, который заключается с эмитентом, андеррайтеров можно разделить на следующие виды:
- С твердыми обязательствами (firm commitment). Компания полностью берет весь риск на себя, выкупая выпуск акций целиком для дальнейшей перепродажи инвестиционным организациям и другим участникам рынка. Взимает за такие услуги высокую комиссию и дополнительно зарабатывает на перепродаже ценных бумаг
- С ожиданием (stand-by underwriting). По такому договору андеррайтер обязан выкупить для дальнейшего размещения остаток эмиссии, которая не была реализована
- С обеспечение максимальных усилий для организации размещения ценных бумаг (best efforts). Андеррайтинговая организация обязуется продать максимальное количество акций выпуска без финансовой ответственности за итоговый результат
- Полное размещение (all-or-none). Андеррайтер должен разместить полностью весь выпуск, в противном случае соглашение с ним будет аннулировано
Для организации качественного выпуска и размещения ценных бумаг нужны крупные расходы и много времени. Поэтому зачастую андеррайтингом занимается не одна финансовая компания, а временное объединение, возглавляемое ведущей организацией.
Крупные андеррайтинговые компании имеют свой рейтинг, который присваивается согласно общему объему размещенных акций. Этот список возглавляют крупнейшие международные финансовые организации:
- Morgan Stanley
- Bank of America Merrill Lynch
- Goldman, Sachs & Co.
- J. P. Morgan
- Credit Suisse
В соответствии с российским законодательством, андеррайтинговые услуги может предоставлять любое учреждение, получившее соответствующую лицензию Центробанка РФ — например, инвестиционный банк. Эта компания проводит презентации эмитента и его акций для потенциальных инвесторов и предлагает купить ценные бумаги.
В России лидерами по организации андеррайтинга выступают:
- ВТБ
- Инвестиционная компания Тройка Диалог
- Сбербанк
- Райффайзенбанк
Процедура андеррайтинга состоит из следующих этапов:
- Определение характеристик выпуска и согласование условий размещения с эмитентом
- Синдицирование с другими финансовыми институтами, разделение рисков и обязанностей между участниками
- Подача проспекта эмиссии, который содержит обязательные сведения о предприятии-эмитенте, в Центробанк РФ для прохождения регистрации
- Маркетинговые мероприятия, которые позволяют привлечь инвесторов и определить окончательную цену акций
- Непосредственно размещение ценных бумаг среди ранее подписанных потенциальных клиентов