Инфляционное таргетирование

Инфляционное таргетирование — это разновидность денежно-кредитной политики, которая внедряется для достижения ценовой стабильности. Меры, применяемые в рамках политики инфляционного таргетирования, принимаются Центробанком или органами государственной власти.

Главным условием возможности запуска инфляционного таргетирования является экономико-политическая независимость Центробанка, которая обеспечивается высокой степенью его прозрачности.

Авторство идеи инфляционного таргетирования принадлежит шведскому экономисту Кнуту Викселлю. В первый раз идея стабилизации уровня цен как главной цели политики Центрального банка была озвучена им в 1896 году.

Повышение и понижение ключевой процентной ставки

Главным инструментом инфляционного таргетирования является изменение Центробанком ключевой процентной ставки.

Повышение ставки приводит к повышению депозитных ставок в коммерческих банках, поэтому вложение средств на банковские счета становится более привлекательным для клиентов банка. Кредиты становятся дороже, поэтому спрос на них падает, в результате чего общий объем средств у населения становится меньше, а уровень инфляции снижается. В случае понижения ключевой процентной ставки все происходит наоборот — уровень инфляции повышается.

Этапы инфляционного таргетирования

Процесс инфляционного таргетирования включает в себя несколько этапов:

Признаки политики инфляционного таргетирования

Признаки режима инфляционного таргетирования денежно-кредитной политики были модифицированы после финансового кризиса 2007-2008 годов:

Эффекты применения инфляционного таргетирования

Внедрение политики инфляционного таргетирования может обеспечить следующие эффекты:

Практика инфляционного таргетирования в мировой экономике

С конца 1980 годов решение о переходе на режим инфляционного таргетирования приняли Канада и Новая Зеландия, к которым присоединились Швеция, Великобритания, Финляндия, Австралия и Испания. Дальнейшее распространение этого типа кредитно-денежной политики обеспечило ему статус международного стандарта.

Согласно данным МВФ, в 2017 году режим инфляционного таргетирования действовал в 38 странах, в том числе в Японии и в зоне ЕС. Из развивающихся экономик около 73% являются приверженцами такой кредитно-денежной политики. Эта доля продолжает расти за счет азиатских стран.

Инфляционное таргетирование в России

Центробанк РФ ввел политику инфляционного таргетирования в 2014 году в качестве реакции на макроэкономический кризис, произошедший в результате падения цен на нефть. Среднесрочная цель по инфляции была установлена на уровне 4% в год.

Мы используем файлы Cookie