Инфляционное таргетирование
Инфляционное таргетирование — это разновидность денежно-кредитной политики, которая внедряется для достижения ценовой стабильности. Меры, применяемые в рамках политики инфляционного таргетирования, принимаются Центробанком или органами государственной власти.
Главным условием возможности запуска инфляционного таргетирования является экономико-политическая независимость Центробанка, которая обеспечивается высокой степенью его прозрачности.
Авторство идеи инфляционного таргетирования принадлежит шведскому экономисту Кнуту Викселлю. В первый раз идея стабилизации уровня цен как главной цели политики Центрального банка была озвучена им в 1896 году.
Повышение и понижение ключевой процентной ставки
Главным инструментом инфляционного таргетирования является изменение Центробанком ключевой процентной ставки.
Повышение ставки приводит к повышению депозитных ставок в коммерческих банках, поэтому вложение средств на банковские счета становится более привлекательным для клиентов банка. Кредиты становятся дороже, поэтому спрос на них падает, в результате чего общий объем средств у населения становится меньше, а уровень инфляции снижается. В случае понижения ключевой процентной ставки все происходит наоборот — уровень инфляции повышается.
Этапы инфляционного таргетирования
Процесс инфляционного таргетирования включает в себя несколько этапов:
- Определение планового показателя уровня инфляции
- Выбор монетарного инструментария для контроля уровня инфляции
- Применение монетарного инструментария в зависимости от текущей ситуации
- Сравнение уровня инфляции на конец отчетного периода с запланированным показателем и анализ эффективности проведенной монетарной политики
Признаки политики инфляционного таргетирования
- Определение и публичное объявление цели по инфляции
- Запуск процесса реализации процентной политики
- Использование широкого массива информации, в том числе аналитических прогнозов для решения по денежно-кредитной политике
- Обеспечение Центробанком прозрачности решений, принимаемых в отношении денежно-кредитной политики и несение им публичной ответственности за соответствие полученных результатов поставленной цели
Признаки режима инфляционного таргетирования денежно-кредитной политики были модифицированы после финансового кризиса 2007-2008 годов:
- Центробанки приобрели двойной мандат (ценовая и финансовая стабильность)
- Появились элементы таргетирования денежного предложения
- Краткосрочная процентная ставка перестала быть главным инструментом денежно-кредитной политики
- Развитие политики коммуникаций способствовало формированию прогноза будущей ставки и альтернативных оценок инфляции
Эффекты применения инфляционного таргетирования
Внедрение политики инфляционного таргетирования может обеспечить следующие эффекты:
- Стабильность потребительских цен
- Поддержание низких и устойчивых инфляционных ожиданий
- Ослабление зависимости долгосрочного реального валютного курса от процентной политики
Практика инфляционного таргетирования в мировой экономике
С конца 1980 годов решение о переходе на режим инфляционного таргетирования приняли Канада и Новая Зеландия, к которым присоединились Швеция, Великобритания, Финляндия, Австралия и Испания. Дальнейшее распространение этого типа кредитно-денежной политики обеспечило ему статус международного стандарта.
Согласно данным МВФ, в 2017 году режим инфляционного таргетирования действовал в 38 странах, в том числе в Японии и в зоне ЕС. Из развивающихся экономик около 73% являются приверженцами такой кредитно-денежной политики. Эта доля продолжает расти за счет азиатских стран.
Инфляционное таргетирование в России
Центробанк РФ ввел политику инфляционного таргетирования в 2014 году в качестве реакции на макроэкономический кризис, произошедший в результате падения цен на нефть. Среднесрочная цель по инфляции была установлена на уровне 4% в год.